Реорганизация в форме слияния как метод предотвращения банкротсва

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реорганизация в форме слияния как метод предотвращения банкротсва». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Деятельность при реорганизации и ликвидации компании имеет схожие черты. Однако следует понимать, что первый вариант не упраздняет юридическое лицо совсем, оставляя возможность правопреемства, в том числе, когда компания имеет финансовые трудности.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Суть процедуры банкротства в том, что юридическое лицо, которое не в состоянии в полном объеме выплатить свои долги, выплачивает долги за счет своего имущества, после чего ликвидируется. Не выплаченные долги, на которых не хватило средств у организации, списываются.

Банкротство позволяет очистить экономический оборот от долгов, которые все равно не могут быть взысканы, из-за недостатка имущества.

Участникам (акционерам) признание юридического лица банкротом позволяет начать свою жизнь с чистого листа, не будучи обремененными долгами, нереальными к выплате.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица регулируется статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Процедура банкротства не применяется к казенным предприятиям, учреждениям, политическим партиям и религиозным организациям. Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда (п. 1 ст. 65 ГК рФ).

Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 65 ГК РФ).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы (п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации

Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:

Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…

К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.

Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.

Реорганизовать предприятие можно в добровольном или принудительном порядке. Принудительная реорганизация возможна по решению судебной инстанции или уполномоченных органов. Например, если количество участников ООО превышает 50, то оно должно преобразоваться в ОАО или ЗАО, иначе данному юрлицу грозит принудительная ликвидация. Некоммерческая организация обязана пройти реструктуризацию при начале ведения хозяйственной деятельности. Федеральная антимонопольная служба в некоторых случаях может вынести решение о принудительном разделении юридического лица или о выделении из него одной или нескольких самостоятельных организаций.

Слияние или присоединение юрлиц возможно только на добровольных началах. Добровольная реорганизация утверждается на собрании участников организации. Регистрация изменений в структуре предприятия производится в налоговом органе.

Сложности, возможные при изменении хозяйственной формы предприятия, связаны с недостаточной правоприменительной практикой в данном вопросе и еще не проработанным законодательством. Поэтому иногда сложно определить, возможна ли реорганизация юрлица, утвердит ли ее регистрирующий орган и не возникнет ли в последующем проблем с законом?

Основания для реорганизации ООО

Основанием для изменения организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью (ООО) может быть решение его учредителей либо судебный вердикт. В первом случае преследуется цель ликвидации нынешней формы компании для продолжения ее функционирования в иной, предполагающей более успешную деятельность. Во втором – преследуется цель соблюдения определенных требований, установленных законодательством, чьи нарушения повлекли ущемления прав одного либо нескольких участников компании.

Реорганизация ООО считается проведенной с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Осуществление этой процедуры проходит в ФНС (федеральной налоговой службе) по факту подачи заявления и приложения к нему необходимых документов. Практически при любом изменении правовой формы, ее утверждение проходит при внесении записи о создании нового юридического лица. Исключение: присоединение одной компании к другой, когда одна продолжает существовать без изменений, а вторая фактически будет ликвидирована.

Следует отметить, рассматриваемая процедура может быть произведена между тремя и более структурами. В этом случае ликвидации подлежат несколько компаний. Если суммарный уставной капитал или величина активов преобразуемых организаций (исключение: разного рода кредитные и фармацевтические организации) превышает 7 млрд. руб. или сумма годовой прибыли более 10 млрд. руб. – для осуществления реорганизации потребуется согласие органов власти.

Общие принципы реорганизации (банкротства) США

В обмен на льготы, которые должник получает при проведении реорганизации либо после момента объявления банкротства, суду и кредиторам должна быть предоставлена вся документация, касающаяся финансового состояния должника и его прошлой деятельности. Предоставляемые материалы должны содержать сведения обо всех активах должника, о всех текущих и произведенных коммерческих операциях (как производственных, так и финансовых). Также должна предоставляться информация о возможных незаконных или неправомерных действиях должника. Требование предоставления подобной информации служит не только интересам кредиторов, но и поддержанию работоспособности всего механизма.

  • 1. Поскольку Кодекс и Закон ориентированы на максимально возможное удовлетворение интересов как кредиторов, так и индивидуальных, корпоративных и связанных отношениями товарищества должников, можно воспользоваться различными типами процедур.
  • 2. При рассмотрении дела о реорганизации или банкротстве с должника снимается обязанность выполнения финансовых обязательств. Однако, абсолютное освобождение должника от всех финансовых обязательств противоречило бы общественным интересам. Поэтому законодательство определяет типы задолженностей, от которых должник не может быть освобожден.

Где производить новую регистрацию

Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.

  1. Преобразование требует регистрации в ФНС той организации, которая перестает существовать.
  2. При слиянии можно выбрать любую из налоговых по местонахождению одного из соединяющихся юридических лиц.
  3. При разделении приоритет у налогового органа ликвидируемого общества.
  4. Присоединение происходит по месту контроля действующего юридического лица, принимающего к себе дополнительные права и обязанности.
  5. Форма выделения предусматривает регистрацию в налоговой, контролирующей «материнскую» организацию.

Как начинается банкротство

Банкротство можно начать как со стороны должника, так и со стороны кредитора. В случае с кредитором, для этого достаточно просуженной и просроченной на три месяца задолженности в размере 300 тысяч рублей. Этого факта для суда достаточно, чтобы решить, что должник несостоятелен, и нужно начинать процедуру банкротства.

Должник вправе подать заявление на банкротство, когда он сам понимает, что компания в ближайшее время не сможет платить по долгам. При этом, есть случаи, когда он обязан это сделать:

  • не хватит денег для всех кредиторов;
  • изъяты средства производства за долги (например, арестованы приставами);
  • решение о банкротстве приняли учредители;
  • должник отвечает признакам неплатежеспособности — не может платить кредиторам.

Частный случай банкротства — упрощенная процедура

Упрощенная процедура банкротства используется как процедура ликвидации организаций с долгами и отсутствием каких-либо средств или имущества для их оплаты.

Начинается она как процедура ликвидации (по ст. 61-64 ГК). Однако на момент составления промежуточного ликвидационного баланса налоговой дается понять, что долгов у компании много, а платить их нечем. После этого ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана подать заявление в арбитражный суд о введении упрощенной процедуры банкротства.

Здесь важен такой момент: в банкротстве, даже в упрощенном, важно соблюдать неукоснительно все сроки и процедуры. И это тоже нужно учесть при подготовке.

И еще несколько советов при подготовке к банкротству

Кроме стратегических решений, при подготовке в банкротству важны и другие моменты.

1. Бухгалтерская, отчетная документация должны быть в порядке. Арбитражный управляющий, какой бы дружественный он ни был, может их запросить у руководства должника в любой момент. И при их отсутствии подставляться не будет.

К слову сказать, за уничтожение или порчу документов руководителя должника можно привлечь к ответственности по ст. 195 УК. « Пожар » или « затопление соседями » — не помогут.

2. Если руководитель должника понимает, что в ближайшем времени его компания не сможет платить по обязательствам — пора консультироваться со специалистами по банкротству . Потому что в некоторых случаях заявлять на свою компанию о банкротстве — это обязанность. И за несвоевременную подачу такого заявления руководитель несет ответственность.

Да, штраф до 10 тысяч это не так страшно. Дисквалификация до 3-х лет — не смертельно. Но тут возможна и субсидиарка . А вот это уже серьезно.

3. Этот совет не про подготовку, но очень часто им по незнанию пренебрегают. А именно — нельзя при удовлетворении требований кредиторов выбрать кого-то одного, а остальным — «не хватило». Нарушать очередность погашения требований кредиторов тоже нельзя.

Административная ответственность тут выше — до 100 тыс. рублей, остается и вероятность дисквалификации до 3-х лет. И тут субсидиарная ответственность никуда не исчезает, что уже неприятно, но еще хуже — уголовная ответственность (по ст. 195 УК — срок до 3-х лет).

Таблица 5 — Методы управления на этапе организационно-технического проектирования

Задача

Методы управления

Модель взаимоотношений субъектов и объектов

Информационное проектирование

Пересмотр связей процесса

Анализ трудового процесса

Инструменты и информатика

Информационное проектирование Измерение и оценка информации

Объединение интерфейсов и информации

Информационное проектирование

Оценка вариантов

Информационное проектирование

Улучшение режима контроля

Информационное проектирование

Модулирование

Информационное проектирование

Размещение выбранных модулей

Информационное проектирование

Применение технологий

Информационное проектирование Стратегическая автоматизация

Реализация плана

Управление процессом

Основополагающее значение для успешной реализации всей программы реорганизации и обеспечения на практике ее эффективности имеют мобилизация, организация и создание заинтересованности работников, которые будут ее осуществлять. Необходимо постоянно учитывать и не выпускать из поля зрения то, что реорганизация предприятия является процессом не только организационно-техническим, но и социальным, затрагивающим интересы различных групп — собственников, руководителей и работников разных уровней.

Дефицит информации у инициаторов проекта относительно программы изменений и предполагаемого сопротивления им

Участники заинтересованно поддерживают изменения и активно предоставляют необходимую информацию для планирования

Предоставление помощи при адаптации и учёт индивидуальных пожеланий облегчают достижение целей изменения

Сопротивление групп в руководстве предприятия, опасающихся потерять свои привилегии в результате изменений

Предоставление стимулов в обмен на поддержку может оказаться относительно простым способом преодоления сопротивления

Связано с риском, порождает стойкую озлобленность по отношению к инициаторам, пассивное сопротивление возможной переориентации проекта

В таблице 2 показаны методы, используемые при осуществлении первого этапа реорганизационных мероприятий.

В таблице 3 показаны методы, используемые при осуществлении второго этапа мероприятий по комплексной реорганизации.

Каковы основные и вспомогательные виды деятельности, охватываемые процессом реорганизации? В каком порядке они исполняются?

Почему дело ведется именно так, как в настоящее время? Какие могут быть намечены изменения в методах выполняемой работы?

Какие должны быть проведены мероприятия, учитывая результаты сравнения данного уровня работы с другими более преуспевающими компаниями того же класса?

Что вызывает отставание в работе по сравнению с другими более успешными компаниями? Чему можно научиться у этих компаний?

Какие существуют возможности для срочной реализации всей программы? Что можно выполнить в течение квартала? Одного года? За срок свыше одного года?

Таблица 1 — Меры по обеспечению поддержки организационным изменениям

Меры

Предпосылки применения

Преимущества

Недостатки

Обучение и предоставление информации

Недостаток информации, недостоверная информация или её неправильная интерпретация

При убеждённости сотрудников в необходимости мероприятия, они активно участвуют в преобразованиях

Требует очень много времени, если надо охватить большое число сотрудников

Привлечение к участию в проекте

Дефицит информации у инициаторов проекта относительно программы изменений и предполагаемого сопротивления им

Участники заинтересованно поддерживают изменения и активно предоставляют необходимую информацию для планирования

Требует очень много времени, если участники имеют неправильное представление о целях изменений

Стимулирование и поддержка

Сопротивление в связи со сложностью индивидуальной адаптации к отдельным изменениям

Предоставление помощи при адаптации и учёт индивидуальных пожеланий облегчают достижение целей изменения

Требует много времени, а также крупных расходов, что может привести к неудаче проекта

Переговоры и соглашения

Сопротивление групп в руководстве предприятия, опасающихся потерять свои привилегии в результате изменений

Предоставление стимулов в обмен на поддержку может оказаться относительно простым способом преодоления сопротивления

Часто требует больших расходов и может вызвать претензии у других групп

Кадровые перестановки и назначения

Несостоятельность других «тактик» влияния или недопустимо высокие затраты по ним

Сопротивление относительно быстро ликвидируется, не требуя высоких затрат

Угроза будущим проектам из-за недоверия затрагиваемых лиц

Скрытые и явные меры принуждения

Острый дефицит времени или отсутствие соответствующей властной базы у инициаторов изменений

Угроза санкций заглушает сопротивление, делает возможной быструю реализацию проекта

Связано с риском, порождает стойкую озлобленность по отношению к инициаторам, пассивное сопротивление возможной переориентации проекта

Читайте также:  Последние новости о пенсионной реформе в МВД

Необходимость в реорганизации обычно обнаруживается как результат изменений рыночных, технологических условий, окружающей организацию среды. Под влиянием этих изменений высшее руководство приходит к выводу о необходимости принимать соответствующие меры — осуществить реорганизацию. Для поддержки оно привлекает целый ряд сторонников этой идеи.

На совещаниях в обсуждении данного вопроса участвуют представители собственников и высшие руководители организации. Их задача — обучить проектную управленческую группу методологии, которую предстоит использовать; обеспечить руководство и поддержку проекта; выявить вопросы, которыми следует заняться; привлечь других акционеров; поставить цели и наметить приоритеты по проекту. Формируется группа по реорганизации, разрабатывается положение о ней.

Указанная группа получает всю необходимую информацию для выполнения поставленной задачи. До ее сведения доводится цель, поставленная руководством, определяется структура работ, просматриваются примеры проведения других реорганизаций и, наконец, распределяется ответственность за выполнение проекта.

Предприятие-должник объявляется банкротом, если меры, о процессе его санации не привлекли к ожидаемым результатам. Затем по решению арбитражного суда создается специальная комиссия для проведения ликвидационных процедур (ликвидационная комиссия). В ее состав включаются представители собрания кредиторов, банков, финансовых органов, а также Фонда государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие.

Ликвидационная комиссия в соответствии с действующим законодательством осуществляет общее управление имуществом предприятия-банкрота.

Процесс осуществления ликвидационных процедур при банкротстве включает:

1) Оценку имущества предприятия-банкрота по балансовой стоимости. Такая оценка производится на основе полной инвентаризации имущества предприятия;

2) Оценку имущества предприятия-банкрота по рыночной стоимости. В этом случае имущество предприятия-банкрота подлежит реализации с целью удовлетворения требований кредиторов, оно должно быть предварительно оценено по минимальной рыночной стоимости;

3) Определение ликвидационной массы. Основу для формирования ликвидационной массы составляет все имущество предприятия-должника, оцененное по рыночной стоимости, за предусмотренным действующим законодательством изъятием;

4) Выбор наиболее эффективных форм продажи имущества. Решение об этом принимает ликвидационная комиссия по согласованию с собранием кредиторов. Этот выбор основывается на получении максимально возможной суммы средств от реализации имущества;

5) Обеспечение удовлетворения претензий кредиторов. Эта процедура наиболее сложная в процессе осуществления ликвидационных процедур при банкротстве. Источником обеспечения такого удовлетворения претензий являются средства, вырученные от продажи имущества должника. Сумма этих средств распределяется в определенной очередности. В первую очередь возмещаются расходы:

арбитражного суда;

ликвидационной комиссии;

распорядителей имущества;

удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом.

Затем выполняются обязательства перед:

работниками предприятия-банкрота;

удовлетворяются требования по общегосударственным и местным налогам, налоговым платежам в бюджет, органов государственного страхования и пенсионного обеспечения;

требования кредиторов, не обеспеченные залогом;

требования по возвращению взносов работников в уставный фонд и выплат по акциям трудового коллектива;

прочих требований.

Требования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае недостаточности средств от продажи имущества для полного удовлетворения всех требований одной очереди, претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме;

6) Разработку ликвидационного баланса ликвидационной комиссией после полного удовлетворения всех требований кредиторов и подачу его в арбитражный суд. Если по результатам ликвидационного баланса не осталось имущества после удовлетворения требований кредиторов, арбитражный суд выносит постановление о ликвидации юридического лица-банкрота. Если же у предприятия-банкрота достаточно имущества для удовлетворения всех требований кредиторов (достаточно с позиций законодательства для его функционирования в данной организационно — правовой форме), оно считается свободным от долгов и может продолжать свою предпринимательскую деятельность. [10, С.15,14, С. 20,15,18, С.30]

Итак, нужно отметить, что государство заинтересованно в наличии института несостоятельности потому что, восстановив своё финансовое благополучие, граждане и предприятия снова становятся субъектами налогообложения. Нормативная база открывает дорогу к освобождению от долгов тем добросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в «новом старте» в условиях конкуренции в обществе. Упорядоченность и предварительная определенность правового статуса кредиторов и должников создает правовую основу для обеспечения предоставлений займов и увеличения объема кредитования, что является одним из необходимых компонентов рыночного хозяйства.

Законодательство о реорганизации-банкротстве США дает (в большинстве случаев) возможность юридическим и физическим лицам, добросовестно заявившим о своем банкротстве, освободиться от большей части своего долга, а предприятиям, серьезно занимающимся своей деятельностью, предоставляется возможность реорганизовать производство, получив, таким образом, финансовую стабильность. Американские юристы и бизнесмены считают, что законодательство о реорганизации и банкротстве служит «страховой сеткой» для системы рыночной конкуренции и «спасательным кругом для свободного предпринимателя».

Действие законодательства о банкротстве складывается из трех составляющих: выгода конкретного предприятия, выгода государства, выгода общества.

Если, законодательство создает правовые основы для реорганизации прогоревшего предприятия, то оно стимулирует предпринимательскую деятельность, инвестирование и принятие на себя риска. Но в рамках законодательства не предусмотрены положения, непосредственно поощряющие инвестирование, однако его нормы смягчают некоторые из наиболее болезненных последствий реорганизации и банкротства предприятий. Индивидуальный предприниматель или группа таковых, а также предприятие вряд ли инвестировали бы средства в новое дело, брали бы кредиты и пр., если бы неудача в бизнесе обязательно влекла бы за собой пожизненный долг или нищету.

Нормы законодательства о банкротстве предоставляют шанс начать все сначала. Добросовестно действующие юридические и физические лица могут ставить себя в любую форму финансовой зависимости с уверенностью, что при необходимости они получат возможность открыть новое предприятие и прийти в будущем к финансовому процветанию. Коммерческое предприятие может обновить производство после сдачи и после периода убыточности с тать экономически выгодным.

Интерес государства здесь проявляется в том, что, восстановив свое финансовое благополучие, граждане и предприятия автоматически становится «дойной коровой», т.е. объектами налогообложения.

Нормативная база помогает освободиться от долгов тем добросовестным и ответственным должникам, которые действительно нуждаются в «новом старте» в условиях конкуренции в обществе и на рынке.

Реализация законов о реорганизации и банкротстве производится Федеральными Судами по делам банкротства (United States Bankruptcy Courts). Суды по делам банкротства относятся к категории так называемых «судов Статьи I», в том смысле, что они были созданы Конгрессом США в соответствии с законодательными полномочиями, предоставленными ему Статьей I Конституции США. В 90 судах (по числу судебных округов) работают 365 федеральных судей по делам о банкротствах. (US Bankruptcy Judges). Судьи рассматривают дела как частные случаи и выносят окончательные решения. Решения судов по делам о банкротстве могут быть обжалованы в Окружной Суд, Апелляционный Суд, либо Специальной коллегией Судей по делам о банкротстве.

Читайте также:  Процедура смены имени в паспорте в 2023 (по собственному желанию)

Конкурсная процедура банкротства применима ко всем лицам, независимо от правовой формы ведения предпринимательской деятельности и коммерческого статуса, то из этого следует, что объем дел, проходящих через Федеральные Суды по делам банкротства довольно внушителен. Если в 1984 году было зарегистрировано 360.329 заявлений, то в 1994 году эта цифра достигла 725.484 заявлений. То есть за десять лет количество дел выросло на 101%. И эта цифра продолжает расти: в 1995 году было зарегистрировано 1.090.639 заявлений. О масштабах может говорить и такой пример: в штате Колорадо с населением всего 3 миллиона человек в 1998 году было зарегистрировано около 108.000 заявлений.

Процесс о реорганизации или банкротстве может быть практически любого масштаба. В него могут быть вовлечены несколько человек, если речь идет о несостоятельности индивидуального предпринимателя или частного лица, но если разбирается дело по заявлению (крупной транснациональной компании), то свои требования в процессе могут выдвигать до десяти тысяч работников.

Процедуры, применяемые к несостоятельному предприятию.

В связи с действующим законодательством признаками несостоятельности предприятия, дающими основания считать структуру его баланса неудовлетворительной, как было сказано выше могут быть:

КТЛ на конец отчетного периода менее 2;

КОСС — менее 0,1.

Во внимание принимается также отсутствие у предприятия реальной возможности восстановить свою платежеспособность при значении коэффициента ее восстановления (исчисленного за период, равный шести месяцам) составляет меньше единицы.

Структура баланса признается неудовлетворительной и в случае, когда значение коэффициента утраты платежеспособности рассчитанного на период равный трем месяцам, составляет меньше единицы.

Наличие этих условий дает основание Федеральному управлению запросить у фирмы дополнительную информацию. Цель этого запроса — провести углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, чтобы определить вариант проведения реорганизационных процедур для восстановления платежеспособности или ликвидационных мероприятий.

Реорганизационные процедуры предусматривают внешнее управление имуществом должника или его санацию. Они направлены на возможность восстановить платежеспособность предприятия. При реорганизации прежнее предприятие не ликвидируется, а приобретает новый правовой статус после регистрации. Другими словами, на базе действующей экономической структуры образуется новое юридическое лицо (кроме случаев слияния). Оно сохраняет все имущественные права и обязанности реорганизованного предприятия.

Результатом реорганизации является слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование предприятия в иную организационно-правовую форму. Эти варианты не противоречат действующему законодательству. Однако некоторые из них, в частности слияние и присоединение, могут нести элементы монополизма, являющегося одним из главных препятствий для более динамичного развития экономики.

Слияние. При слиянии одного предприятия с другим все имущественные права и обязанности каждого из них переходят к новому предприятию в соответствии с их имуществом и обязательствами, вытекающими из данных аналитического и синтетического учета. При таком варианте реорганизации новое предприятие образуется на базе предприятий, имеющих личную организационно-правовую форму (полное товарищество, коммандитное товарищество) и форму собственности (частная, муниципальная). При этом каждое из них прекращает свою деятельность как юридическое лицо с передачей своих прав и обязанностей вновь образованному юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. Вновь образованное на их основе предприятие становится правопреемником в конкретной организационно-правовой форме. Помимо обычного для регистрации набора документов, новое предприятие представляет в регистрационную палату от каждого из сливающихся предприятий протокол, содержащий решение собственника или полномочного органа управления о реорганизации путем слияния, заявление с просьбой об исключении предприятия из Государственного реестра в связи с его реорганизацией с указанием данных вновь созданного предприятия и, наконец, подлинники свидетельств о регистрации и учредительных документов.

Разделение. Реорганизация предприятия может осуществляться путем разделения на несколько предприятий. В этом случае все имущественные права и обязанности ранее действовавшего предприятия в соответствующих частях согласно разделительному балансу переходят к каждому юридическому лицу.

Данная процедура реорганизации предусматривает составление общего разделительного баланса по ранее действовавшему юридическому лицу, так и балансов каждого нового юридического лица, образованного на базе подразделений, ранее входивших в состав прежнего юридического лица.

Следующий вариант реорганизации предприятия может иметь место в форме выделения из состава действующего экономического субъекта его структурного подразделения и преобразование последнего в самостоятельное юридическое лицо. Права и обязанности нового субъекта распространяются на часть выделенных ему основных средств, нематериальных активов, и оборотных средств согласно разделительному балансу.

Формы реорганизации предприятия

Реорганизация предприятия в процессе санации может носить следующие основные формы:

1. Слияние. Такая форма санации осуществляется путем объединения предприятия-должника с другим финансово-устойчивым предприятием. В результате такого объединения предприятие-должник теряет свой юридический статус. В процессе слияния предприятия консолидируют бухгалтерскую отчетность. Для санатора побудительным мотивом может быть эффект синергизма, а для санируемого предприятия — возможность сохранения рабочих мест и направленности производственной деятельности;

2. Поглощение. Эта форма санации осуществляется путем приобретения предприятия-должника предприятием-санатором (для последнего это является одной из форм инвестиций — приобретение целостного имущественного комплекса или основной части его активов). Для санатора эффект поглощения также связан с синергизмом. Санируемое предприятие при поглощении обычно теряет свой самостоятельный статус, хотя как юридическое лицо может сохраниться в виде дочернего предприятия;

3. Разделение. Такая форма санации может быть использована для предприятий, осуществляющих многоотраслевую хозяйственную (производственную) деятельность. Эффект такой формы санации состоит в том, что за счет существенного сокращения надстроечного управленческого аппарата, непроизводственных и вспомогательных служб значительно сокращается сумма постоянных издержек, в связи с чем за счет эффекта операционного левериджа каждое новое разделенное подразделение быстрее может достичь точки безубыточности своей деятельности. Выделенные в процессе разделения предприятия получают статус нового юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса;

4. Преобразование в открытое акционерное общество. Такая форма санации, осуществляемая по инициативе группы учредителей, позволяет существенно расширить финансовые возможности предприятия, обеспечить пути его выхода из кризиса и дать новый импульс его экономическому развитию. Условием такой санации выступает необходимость обеспечения учредителями минимального размера уставного фонда, установленного законодательством;

5. Передача в аренду. Эта форма характерна в настоящее время для санирования предприятий, находящихся в государственной (коммунальной) собственности, при которой они передаются в аренду членам трудового коллектива (или другим предпринимателям). Условием осуществления такой формы санации является принятие на себя коллективом арендаторов долгов санируемого предприятия. Принципиально такая форма санации может быть использована и для предприятий негосударственных форм собственности;

6. Приватизация. В этой форме санируются государственные предприятия. Условия и формы приватизации государственных предприятий регулируются обширной системой законодательных актов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *