Бракоразводный процесс в исламе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бракоразводный процесс в исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

По мусульманским обычаям для чтобы, того начать бракоразводный процесс, жена услышать должна от мужа слова, подтверждающие его развестись намерение: я дал тебе развод, ты разведена.

как Так исламское право нацелено на сохранение семьи крепкой, на расторжение брака даётся много развод и времени может проходить в три этапа. первых Два бракоразводных процесса могут быть не семья, и завершены остаётся в нетронутом состоянии.

Если же решаются брак расторгнуть и в третий раз, тогда супругов уже разводят окончательно. В целом удлиненная бракоразводного процедура процесса позволяет супругам обдумать решение свое и даёт время на примирение.

Важно! получении При развода со стороны мужа для жене чего нужно услышать от мужа ты разведена, я тобою с развелся женщине разрешено заново вступить в только брак после прошествия примерно трёх менструальных (3 месяцев цикла).

За этот разводный период ясность устанавливается в возможной беременности от мужа, давшего Существуют.

развод и исключения:

  1. При разводе до вступления половые в супругов взаимоотношения женщине не нужно соблюдать период разводный (Св. Коран, 33:49). Уже при получении развода первого она имеет право уйти из Муж. дома может вернуть жену с ее согласия, будет та не если ещё замужем за другим мужчиной. трехэтапном При же бракоразводном процессе вернуть жену нельзя будет.
  2. Если жена забеременела, то окончательный наступит развод для нее только после вне родов зависимости от того, первый, второй третий или развод был озвучен (Св. Коран, 65:4).
  3. отсутствии При критических дней (по причине пожилого разводный и др.) на возраста период выделяется 3 месяца ровно (Св. Развод, 65:4).

Развод по инициативе жены (хуль’у)

С точки зрения Ислама, давать развод (талак) является исключительно правом мужчины. На это указывают слова Аллаха:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ

«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод [талак], то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку» (65:1)

Если это право реализуется, то брачный дар (махр) муж оставляет бывшей жене:

وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا

«Вам [мужчинам] не дозволено брать что-либо из того, что вы дали им [то есть забирать махр]» (2:229)

При этом важно отметить, что под влиянием какой-либо мимолетней обиды или плохого настроения, жена не должна выпрашивать у мужа дать ей развод. О таких женщинах посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:

أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاَقاً فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّةِ

«Для любой женщины, попросившей у мужа развода без уважительной причины, благоуханье Рая станет запретным» (Абу Дауд 2226, Тирмизи 1187).

Однако, для исключительных случаев Шариат предусматривает возможность жены выкупить себя у мужа, освободившись тем самым от никах. Называется такой выкуп — خلع — хуль’у.

Аллах говорит об этом в Кур’ане:

فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا ٱفْتَدَتْ بِهِۦ

«Если же вы опасаетесь, что они [супруги] не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то оба [супруга] не совершат греха, если она выкупит развод» (2:229)

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) жена Сабита ибн Кайса пришла к пророку ﷺ и сказала:

يَا رَسُولَ اللَّهِ ثَابِتُ بْنُ قَيْسٍ مَا أَعْتُبُ عَلَيْهِ فِى خُلُقٍ وَلاَ دِينٍ ، وَلَكِنِّى أَكْرَهُ الْكُفْرَ فِى الإِسْلاَمِ

«О посланник Аллаха, я не порицаю (Сабита ибн Кайса) ни за его характер, ни (за его отношение к) религии, однако я не хочу [чтобы неприязнь к нему подтолкнула меня совершить] неверие в Исламе!»

Посланник Аллаха ﷺ спросил (её):

أَتَرُدِّينَ عَلَيْهِ حَدِيقَتَهُ

«Вернёшь ли ты ему его сад [махр]?»

Она сказала: «Да».

Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал (Сабиту):

اقْبَلِ الْحَدِيقَةَ وَطَلِّقْهَا تَطْلِيقَةً

«Прими (от неё свой) сад [махр] и дай ей развод!»

(Бухари 5273, «Сахих аль-Джами’ ас-сагыр» 1140, «Сахих ан-Насаи» 3463).

Эта же история приходит и в другом риуаяте.

Передается от Хабибы бинт Сахль аль-Ансарийя, да будет доволен ею Аллах, что она была женой Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса, и однажды посланник Аллаха ﷺ выйдя из дома для совершения утренней молитвы в утренних сумерках, обнаружил её у дверей.

Читайте также:  06.04.2023 Об отмене пенсионной реформы России — последние новости

Посланник Аллаха ﷺ спросил:

مَنْ هَذِهِ؟

«Кто это?»

Она ответила: «Я — Хабиба бинт Сахль».

Он спросил:

مَا شَأْنُكِ؟

«Что случилось?»

Она ответила: «Я не могу больше жить с Сабитом ибн Кайсом».

Когда подошёл Сабит ибн Кайс, посланник Аллаха ﷺ сказал:

هَذِهِ حَبِيبَةُ بِنْتُ سَهْلٍ. وَذَكَرَتْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَذْكُرَ

«Это Хабиба бинт Сахль, и она сказала мне то, что пожелал Аллах».

Хабиба сказала: «О посланник Аллаха! Всё, что он дал мне — у меня».

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

خُذْ مِنْهَا

«Забери это у неё».

И он забрал у неё это, и она пошла к своей семье и стала жить там (Абу Дауд 2227).

Из этого хадиса мы понимаем, что сподвижник соблюдал права своей жены должным образом, однако она, не смотря на это, испытывала к нему непреодолимую личную неприязнь, а поэтому не хотела жить с ним. Именно в таких случаях и применим выкуп себя женой (хуль’у).

В случае хуль’у ‘идда составляет один месяц.

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ أَنَّ امْرَأَةَ ثَابِتِ بْنِ قَيْسٍ اخْتَلَعَتْ مِنْهُ، فَجَعَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِدَّتَهَا حَيْضَةً

Передается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что жена Сабита ибн Кайса расторгла свой брак с ним посредством хуль’у и Пророк ﷺ сказал ей, что её ‘идда — одна менструация (Абу Дауд 2229, Тирмизи 1185).

Что такое развод в исламе

Для обозначения развода в мусульманстве есть отдельное слово — талак. Решение разойтись пара принимает, когда не остается больше способов наладить отношения друг с другом или существует какая-либо определенная проблема, сподвигшая одну из сторон в браке пойти на талак. Полностью разрыв между супругами происходит после того, как суд выносит решение о разводе.

Объявлять о разводе должен мужчина или шариатский судья, который представляет интересы женщины.

Муж, требующий у жены талак, должен быть совершеннолетним и полностью отдавать отчет о своих действиях. Главное условие развода по шариату — это то, что каждая из сторон должна прийти к решению по собственной воле. Окружающие, в особенности родственники, не должны вмешиваться в семью супругов.

Мусульманская доктрина или мазхаб строго предупреждает, что нельзя разводиться во время менструации жены или в период, когда совсем недавно у супругов были интимные отношения. Это считается харамом, то есть грехом, и такой разрыв отношений не будет законным.

Возможные причины развода

Развод у мусульман без отсутствия причины порицается и противоречит их религии. Для такого крайнего поступка должны быть веские основания, среди них:

  • Наличие болезни или уважительная причина. Сюда относят обнаруженные только после замужества родственные связи между супругами. Причиной развестись выступает наличие у одного из супругов венерического или психического заболевания.
  • Нехватка денег на еду, одежду и другие потребности. По правилам ислама мужчина должен обеспечивать свою семью. Если же этого ему не удается, жена имеет право потребовать развода.
  • Частое отсутствие мужа или его пропажа без вести. В этом случае тоже допускается попросить расторжения брака, чтобы не начались сплетни и слухи.
  • Отсутствие взаимопонимания, упреки и постоянные ссоры. Обижать друг друга могут начать словесно, но позже перейти к физическим действиям.
  • Отсутствие интимной близости. В результате этого у молодой пары не будет семьи вовсе. Такие проблемы не выставляют напоказ, а решают в узком кругу родных.
  • Неверность одного из супругов. Это считается грехом, и непозволительно в семейных отношениях. Именно в таком случае талак обычно спасает от дальнейшего морального падения и осуждения обществом.

Развод в чрезвычайных и критических ситуациях

Существуют в исламе чрезвычайные случаи, при которых происходит развод супругов:

  • Супруг произнес слова о разводе в шутку. Брак в исламе святое, поэтому шутить об этом крайне не советуется. Более того, такие слова, произнесенные несерьезно, учитываются и процесс талака запускается.
  • Мужчина произнес слова о расторжении брака в пьяном состоянии. А вот в этом случае, ситуация не является серьезной и разрушение семьи не произойдет. Мусульманам даже молитвы читать в пьяном состоянии нельзя, это считается огромным грехом.
  • Обещание развестись, данное по принуждению. Если мужчину заставили с помощью манипуляций, угрозами или физической расправы отказаться от жены, то такое решение признается недействительным.
  • Решение, принятое незадолго или при смерти. Если человек знает, что скоро умрет и решает развестись, его просьба не будет принята. Это защищает женщину от оставления без наследства, а также влияет на юридический статус вдовы. В результате чего ей полагаются пособия или льготы, в зависимости от законов страны, гражданкой которой она является.

Как мусульманская религия подходит к вопросу развода

Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.

Правила развод в исламе

Брак и развод в исламе тщательно регламентируются: есть свои обряды и установления, которые должен выполнять каждый мусульманин. Конечно, это ничего не значит для законодательства (в России, а вот в мусульманских странах такой брак может быть официальным), но для верующих очень важно сделать всё правильно – и женитьбу, и расторжение брака, если уж возникла такая необходимость.

Читайте также:  Разрешение на травматическое оружие 2023

Ислам уделяет очень большое внимание предписаниям относительно организации личной жизни людей, в частности, браку.

Он в мусульманстве определяется как союз мужчины и женщины, в котором оба они находят любовь и уважение, а для закрепления союза проводится обряд никах – всё, что для него нужно, это наличие двух мужчин-свидетелей, которые оповещаются о браке, а также согласие попечителя женщины отдать её замуж. Но, конечно, сейчас принято проводить никах более масштабно: с муллой, гостями и обрядами, такими как приём в семью, обмен подарками и так далее.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Как мусульманская религия подходит к вопросу развода

Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.

Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.

Великим благом для мусульман является дозволенность развода в Исламе, поскольку дарит возможность двум людям найти для себя подходящую пару еще раз, дает второй шанс на счастливую семейную жизнь. Сказано Всевышним Аллахом: «Если разведутся супруги, то Всевышний Аллах обеспечит каждого из них из Своей Милости, ибо Аллах – Объемлющий и Мудрый» (сура Ан-Ниса / Женщины, 130 аят).

Есть два вида талака: раджи и баин.

Талак раджи — это такой талак, после которого можно вернуть жену без совершения повторного акта нике в течение периода идды. А если время идды выйдет, то можно возобновить брак путем совершения нике. В терминологии исламского семейного права это называется «руджу».

Идда — это период выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину. Период идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Срок идда составляет 4 месяца и 10 дней, а в случае беременности — до родов. Женщину, которая находится в периоде идды, называют ихдад. В течение идды бывший муж обязан обеспечивать ее всем необходимым.

Талак баин (безотзывный развод) — это такой талак, после которого вернуть жену без совершения нового акта никаха невозможно.

Это все — в том случае, если муж дал жене один или два развода. А если муж выдал троекратный талак (то есть дал три развода), то теперь муж и жена не смогут воссоединиться. Такой талак называется «талак муголляза». Это развод, исключающий возможность возобновления брака.

В случае развода исламский закон учитывает потребности детей и гарантирует заботу о них.

Финансовая поддержка детей – как в период брака, так и после развода – зависит только от отца. Суды имеют право назначить отцу принудительную выплату пособия на ребенка, если это необходимо. Сумма выплат может обсуждаться, она должна соответствовать финансовым возможностям мужа.

Исламское законодательство предусматривает, что опеку над детьми может осуществлять тот, кто находится в хорошем состоянии в плане физического и психического здоровья, а его материальное положение позволит лучше удовлетворять потребностей детей.

Исламские юристы имеют различные мнения по поводу того, как это лучше всего сделать. Некоторые из них признают, что ребенок после развода в исламе в определенном возрасте должен жить с матерью, а если он старше – то с отцом. Другие высказываются за то, что можно позволить старшим детям высказывать свое предпочтение. Как правило, признается, что матери лучше всего заботятся о маленьких детях и девушках.

Поскольку среди исламских ученых существуют разногласия по поводу местонахождения детей, встречаются различия по этому вопросу на уровне местного законодательства. Во всех случаях, однако, основная проблема заключается в том, что о детях должен заботиться подходящий родитель, который может удовлетворить их эмоциональные и физические потребности.

Развод в исламе по желанию жены

Издревле, еще в эпоху зарождения религиозного сознания у первобытных людей брачные отношения между мужчиной и женщиной были окутаны большим количеством суеверий и обрядов. Некоторые из них преследовали вполне практические цели и были почерпнуты из опыта предыдущих поколений, другие же носили исключительно суеверную или мифологическую окраску и не несли в себе рационального зерна. Тем не менее, они составляли существенную часть обрядности – последовательности действий мужчины и женщины, желающих вступить в брак для продолжения рода и после совершения этих обрядов считающихся мужем и женой со всеми вытекающими юридическими последствиями.

Читайте также:  Военная ипотека: нюансы, условия и подробности

Но жизнь сопровождали не только брачные ритуалы.

Во все времена люди больше всего ценили свободу и независимость. И если один из супругов приходил к выводу о том, что продолжение совместной жизни невозможно, происходил развод.

Различные религии по разному относятся к разводу: от полного отрицания его возможности, до довольно свободного, требующего лишь соблюдения формальностей. Ислам рассматривает брак как вид договора. В силу этого, предусматривает и возможность его расторжения или изменения.

Таким образом, развод в исламе – не желательная, но вполне допустимая ситуация. Причем инициаторами развода могут выступить оба супруга. Что касается поводов к разводу и правовых последствий – они совершенно неравнозначным для мужчины и женщины. Каковы же развод в исламе по инициативе жены? Расскажем в этой статье. Россия – светское государство.

Но без государственной регистрации брака в органах ЗАГСа – они ничтожны по сути.

Практическую ценность знание о том, как женщина-мусульманка может потребовать развода, представляет лишь в тех странах, где правовая система строится на законах шариата (наиболее ортодоксальные монархии Ближнего Востока и некоторые мусульманские страны Африки). В силу того, что некоторые представительницы прекрасного пола выходят замуж за выходцев из мусульманских стран и принимают ради этого ислам, уезжают на родину мужей и рожают там детей – им, перед тем как решится на отчаянный шаг, полезно будет узнать, как происходит развод по шариату.

Правовой (если можно так выразиться) основой брачно-семейных отношений является Коран (священно писание мусульман) и многочисленные толкования пророков и судей. Иными словами, брачно–семейное «законодательство» построено по принципу прецедента, то есть имевшего место случая (как правило, в мифологические времена) и принятого по этому поводу судебного решения или высказывания Аллаха или его Пророка.

Эти высказывания отражают религиозно-племенные обычаи востока конца 1 тысячелетия от Р.Х. и на протяжении почти 1000 последующих лет являются застывшей догмой, не подлежащей сомнению и не отражающей никаких прогрессивных тенденций развития общества. В силу этого женщина в исламе – вещь покупная.

Во Франции в центре внимания оказался бракоразводный процесс весьма щекотливого свойства.

Во Франции в центре внимания оказался бракоразводный процесс весьма щекотливого свойства. Судьи решали, нужно ли разводить мужа-мусульманина с женой на основании того, что после первой брачной ночи он выяснил, что его супруга уже имела опыт общения с мужчинами.

В культурах многих народов этот момент при вступлении в брак до сих пор является основополагающим. Но, например, в Европе хранителям устоев активно противостоят правозащитники, отстаивающие право женщин на личную свободу и эмансипацию.

Чью позицию поддержал суд, узнал корреспондент НТВ Вадим Глускер.

Насильно мил не будешь, но французский же суд доказал обратное. И хотя для развода супругов до настоящего времени требовалось лишь взаимное согласие сторон, то на этот раз базовых принципов светскости оказалось недостаточно.

Они поженились в 2006, выходцы из Марокко, мусульмане. Он 30-летний программист, она 20-летняя студентка медицинского училища. Свадьба прошла с восточным размахом, жених был горд, что он взял в жены прекрасную деву. Первое разочарование в первую же брачную ночь. Муж обнаружил, что невеста не была невинна, и тут же подал на развод.

Ксавье Ляббэ, адвокат супруга: «Мой клиент требует расторжения брака, супруга его просто обманула».

Полтора года длилось судебное разбирательство. И в апреле этого года суд города Лилль посчитал, что брак может быть расторгнут, поскольку предположение мужчины о девственности невесты было «определяющим фактором» при решении вступить брак. При этом вероисповедание супруга в постановлении суда не упоминалось.

Шарль-Эдуард Може, адвокат супруги: «Это счастье для моей клиентки. После того стресса, который она пережила, после давления и физических угроз в ее адрес она может вздохнуть спокойно и начать новую жизнь».

Государственные прокуроры заявляли тогда, что аннулирование брака возможно, если в качестве обоснования такого решения выдвинуть не «дискриминационный мотив» потери девственности, а то, что одного человека приняли за другого. Вот так, не больше не меньше. Решение суда вызвало протесты со стороны правозащитных организаций, посчитавших его победой фундаменталистов и ударом по эмансипации женщин.

Катрин Бакон, правозащитник: «Я считаю, что правосудие должно быть выше религиозных убеждений. Если это решение не будет отменено, то это будет печально для страны прав человека, какой является Франция».

Тогда же 150 членов Европарламента обратились с протестом к министру юстиции Франции Рашиде Дати, имеющей также марокканские корни. Дати распорядилась повторно рассмотреть дело. На помощь был призван даже врач, который должен был восстановить девственность потерпевшей, что, вероятно, могло повлиять на решение разгневанного супруга. Врач согласился дать комментарии только на условиях анонимности.

Врач: «Я могу провести операцию и дать свидетельство о наличии девственности, которое является официальным государственным документом».

Но помощь врача не понадобилась. Апелляционный суд принял поистине историческое решение для светской Франции.

Эрик Вайян, прокурор: «Отсутствие девственности у невесты не является достаточным обоснованием для расторжения брака. Иначе это уже дискриминация».

Адвокат мужа уже заявил, что подобное решение является «принуждением к браку» и подверг резкой критике светскую направленность судебной системы Франции, отметив, что это является вторжением светскости в самые интимные сферы семейной жизни.

Самое любопытное, что жена также выступает против такого решения суда, заявляя, что таким образом ее продолжают унижать. Как теперь молодые будут жить вместе? Ни Аллах, ни юристы, ни даже врач-кудесник не дают ответа.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *