На какие транспортные средства НЕ нужно устанавливать тахографы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На какие транспортные средства НЕ нужно устанавливать тахографы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Отличия установки тахографов для физических лиц с 1 ноября 2019 года

Новый закон о тахографах с 1 ноября 2019 вносит ряд изменений в действующие нормативы. Речь идет о Федеральном законе №386 (от 30 октября 2018 года), затрагивающем несколько нормативных актов, в том числе и закон «О безопасности дорожного движения».

Теперь физические лица обязаны:

  • Оснащать транспортные средства, находящиеся в собственности/эксплуатации, цифровыми тахографами установленного образца.
  • Соблюдать требования ПДД и других нормативных актов, регламентирующие соотношение времени работы и отдыха при управлении транспортным средством с тахографом.

Как наша компания выполняет работы

Чтобы избежать претензий со стороны контрольных органов, нужно позаботиться о том, чтобы к вступлению в силу нововведений в законодательстве грузовик, автобус или микроавтобус были оборудованы тахографом установленного образца. И если транспортные компании хорошо знакомы с процедурой, то физическим лицам придется осваивать все тонкости и нюансы.

Монтаж, калибровку и активацию тахографов в РФ могут производить только организации, у которых есть все необходимые разрешения на работу с криптографическим оборудованием. В Санкт-Петербурге оснастить принадлежащий частному лицу транспорт бортовым самописцем вы можете в нашей компании.

У нас:

  • Большой выбор тахографов СКЗИ.
  • Полный цикл работ – от подготовки автомобиля к установке устройства до калибровки прибора и активации блока СКЗИ.
  • Если нужно – есть возможность настройки и ремонта контрольной аппаратуры.

Поручив оборудование техники самописцем нашим специалистам, вы минимизируете расходы на выполнение нормативных требований к ТС физических лиц. А после установки тахографа машину можно будет эксплуатировать без ограничений, не опасаясь претензий и штрафов.

Устройство и принцип работы тахографа

Регистрация требуемых параметров осуществляется тахографом благодаря связи с системами спутникового мониторинга автотранспорта. Прибор работает в том числе и при выключенном двигателе. Сейчас в Российской Федерации разрешено использование только цифровых тахографов. Их основными компонентами являются:

  1. Датчик перемещения.
  2. Приемник GPS/ГЛОНАСС для мониторинга местоположения автомобиля.
  3. Модуль GPRS для передачи данных.
  4. Резервная аккумуляторная батарея для поддержания бесперебойного энергопитания.
  5. Энергонезависимый модуль криптографической защиты для записи, шифровки и сохранения информации (в центральной памяти устройства — 365 суток, а на ключе-карте водителя — 28 суток) в любых условиях.
Читайте также:  Ловушки около дома: Как не нарваться на штраф при парковке во дворе

В зависимости от того, где эксплуатируется транспортное средство (ТС), в опломбированный корпус тахографа устанавливают блок памяти одного из двух типов:

  • СКЗИ (система криптографической защиты информации). С этим устройством можно перемещаться только по территории России. Перечень моделей устройств, разрешенных к установке, определяется Росавтотрансом.
  • ЕСТР. Такой тахограф, произведенный в Европе и сертифицированный согласно европейскому соглашению о работе экипажей ТС, позволяет выезжать за границу. Для передвижения по территории России водители зарегистрированных в РФ автомобилей с ЕСТР-тахографами должны иметь допуск к поездкам за рубеж. В противном случае будет считаться, что такой тахограф не соответствует требованиям законодательства.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июня 2019
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографами оснащаются следующие категории и виды транспортных средств, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации:

1. Оснащению тахографами подлежат:

При беглом изучении данного пункта кажется, что изменения затронули только его формулировку, а сам перечень транспортных средств, подлежащих оснащению тахографами, не изменился. И в него входят:

На самом деле это не так. В обновленный перечень входят:

Тут нужно обратить внимание, что грузовой автомобиль категории С и автомобиль категории С это не одно и то же. К категории С относятся не только грузовые автомобили.

Например, самосвал категории С является грузовым автомобилем и на него нужно установить тахограф и физическому, и юридическому лицу.

То же самое относится и к грузовым фургонам категории С, и к бортовым грузовикам категории С.

Если же рассмотреть автомобиль с КМУ (манипулятор) категории С, то в свидетельстве о регистрации такого автомобиля фраза «грузовой автомобиль» отсутствует. В графу «тип ТС» внесена фраза «кран-манипулятор». То есть такой автомобиль грузовым не является. И физическое лицо не обязано устанавливать на него тахограф. Если то же самое транспортное средство принадлежит юридическому лицу, то тахограф является обязательным.

Как работает тахограф в автомобиле?

Очень коротко остановимся на принципе работы устройства. Не погружаясь в технические детали, скажем, что:

  1. Устройство устанавливается в кабине машины, в прямой видимости водителя.
  2. Подключается тахограф к электросети автомобиля.
  3. Кроме прочего, прибор оборудован картой памяти, которая и хранит необходимую информацию, и используется для ее передачи в заинтересованные органы.
  4. Тахограф оборудован ГЛОНАСС / GPS модулем, что позволяет онлайн отслеживать перемещение ТС.
  5. GPRS-модуль позволяет передавать информацию во время движения.
  6. Система защиты позволяет провести точную идентификацию, и не дать доступ к информации посторонним.

С помощью собранной информации, в том числе и в пути, органами Ространснадзора и/или ГИБДД может быть проведена проверка на соответствие работы водителя установленным нормативам (время в движении, скорость и пр.), сроков поверки прибора, других сведений.

Читайте также:  Региональный материнский капитал в 2023 году

Какие штрафы за тахограф могут быть в 2022 году

Штрафы очень условно можно разделить на две категории: за отсутствие самого тахографа или за нарушение режимов труда и отдыха:

Нарушение Штраф по ст. 11.23 КоАП Нарушение Штраф по ст. 11.23 КоАП
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства. для водителя – 3-5 тыс. руб.; для должностного лица – 7-10 тыс. руб; для ИП – 15-25 тыс. руб.; для юридического лица – 20-50 тыс. руб. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха. для водителя – 1,5-2 тыс. руб.;

для должностного лица – 7-10 тыс. руб.;

для ИП – 15-25 тыс. руб.;

для юридического лица – 20-50 тыс. руб.

Правила пользования тахографом для водителей

Все, что требуется от водителя (если он не является одновременно и собственником ТС) – проверить, что прибор включен и соблюдать нормы движения. Остальное (настройки, поверки, монтаж и пр.) лежит на плечах хозяина автомобиля.

Расскажем, как пользоваться картой. Для включения, перед началом движения, водитель грузового автомобиля должен:

  1. Вставить карту водителя в специальный слот тахографа.
  2. Ввести пин-код.
  3. Проверить на экране регистрационную информацию (Ф. И. О. и т.п.).
  4. Выбрать вид деятельности: отдых или работа. В некоторых устройствах режим «работа» включается автоматически при старте двигателя, и сохраняется в т.ч. при стоянке с включенным мотором.

По окончанию смены карту водителя необходимо извлечь из устройства.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Нужен ли тахограф частнику? Открытый вопрос

Нужен ли тахограф частнику? На этот вопрос призывает ответить Российский закон о тахографах. Но, он настолько неоднозначен и противоречив, что даже опытные юристы зачастую не способны ответить на все вопросы, справедливо возникающие у наших водителей. Так, ещё в недалёком 2009 году, Постановлением нашего правительства № 720, европейский тип тахографического устройства (ЕСТР) был рекомендован как образец, подходящий для оснащения контрольными приборами коммерческого автотранспорта страны. Однако не прошло и трёх лет, как российским водителям представили новый законопроект, в виде Приказа Минтранса России № 36. Приказ потребовал обязательного использования цифровых приборов с блоком криптозащиты регистрируемых данных — тахограф со СКЗИ.

Читайте также:  Страховые взносы ИП 2023. Шпаргалка по расчету, уплате страховых взносов

Лучшие предложения по тахографам

Явное противоречие поставило в тупик владельцев коммерческого автотранспорта, вызвав целый ряд вопросов и открытых возражений по поводу большинства положений Приказа: «Кому нужно ставить тахограф?», «Какой ставить: с СКЗИ или ЕСТР?», «Кто несёт ответственность за отсутствие тахографа: сам водитель или владелец транспорта?», наконец, «Надо ли устанавливать тахограф частнику?».

Вопросы копятся, возмущение водителей растёт, а проблема всё-равно не решается. И даже Приказ №273, уже официально вступивший в силу в 2014 году и подтвердивший неотвратимость положений 36-го приказа, не сделал «вопрос о тахографах» хотя бы немного более прозрачным.

Однако, стоит заметить, что при всей неоднозначности нашего законодательства, водители и сами неплохо постарались запутать и без того тёмное дело. И на просторах интернета можно встретить не только мастер-классы, в духе «Как обмануть цифровик», но и советы официальных представителей транспортной индустрии о том, как обойти закон и сэкономить средства на эксплуатацию грузовой техники. Неудивительно, что правительство, на все эти манёвры, отвечает жёсткими штрафными санкциями и массовыми проверками автопарков. По той же причине множатся указы, положения и поправки к ним.

Надёжность тахометров

Несмотря на столь внушительный список требований при эксплуатации, тахографы с СКЗИ не могут похвастаться особой надёжностью. Даже те модели устройств с блоком, производством которых занимаются европейские компании, имеющие репутацию исключительно надёжных производителей, не могут гарантировать более продолжительный срок службы по сравнению с отечественными моделями тахографов.

Основная причина такого обстоятельства кроется в том, что непосредственно блок СКЗИ, который обязательно входит в комплектацию рассматриваемого типа устройства, производится на единственном коммерческом предприятии. А в основе блока базируется модуль фискальной памяти, встраиваемый в стандартные кассовые аппараты.

Этот факт не предполагает разумного ценника. Учитывая себестоимость блока, которая не превышает отметки в две тысячи, стоимость в мастерских стартует с 13000). Устанавливая произвольное определение цены, это производитель не даёт и гарантии надёжного использования.

В процессе изготовления используются радиоэлементы, которые не предусмотрены для применения в транспортных средствах. Это обстоятельство приводит к тому, что из-за постоянного перепада температурного режима довольно часто в автомобиле скапливается избыток статического электричества.

Какова Актуальность Данного Материала?

Конечно, законодательство в области тахографии регулярно меняется. Тематика для России относительно новая и только развивается. В этой связи, достаточно часто изменяются (откладываются) сроки оснащения тахографами для различных категорий автомобилей. Также постоянно сокращается список исключений — кому не надо ставить тахограф! Политика выстроена таким образом, чтобы планомерно и поэтапно оснастить устройствами контроля режимов труда и отдыха все коммерческие типы автомобилей. Если Вы хотите получать объективную и актуальную информацию по вопросам кому нужно устанавливать тахограф, а кому не надо его ставить — рекомендуем сохранить ссылку на эту статью. Мы будем постоянно следить за нововведениями в нормативно-правовых документах и регулярно обновлять материал этой страницы.

Актуальность материала на данный момент: Февраль 2020 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *