Учет НДС при особых условиях перехода права собственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет НДС при особых условиях перехода права собственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Данная особенность касательно передачи права собственности актуальна только для сделок, по которым регистрация в ЕГРН является обязательной. Это сделки с недвижимостью, включая земельные участки, частные дома, квартиры в многоквартирных зданиях, коммерческую и промышленную недвижимость, а также доли в соответствующих объектах недвижимости.

Правовой статус имущества в «переходный» период

Может возникнуть вопрос: каков же правовой статус имущества в тот период, когда купля-продажа уже состоялась, соответствующий договор подписан, и стороны ожидают регистрации права собственности. В этот период объект находится в двойственном статусе:

  • С одной стороны, покупатель еще не имеет права распоряжаться данным имуществом, так как он не вступил в свои права. Потому сразу после подписания документов о полноценном праве собственности для покупателя говорить нельзя.
  • С другой стороны, продавец тоже уже не может распоряжаться этим имуществом, так как оно является объектом договора, и этим договором предусматривается его передача покупателю. Соответственно, продавец формально остается собственником, однако не может распоряжаться данным имуществом.

Поэтому на период, когда право проходит регистрацию в реестре, ни одна из сторон не может распоряжаться данным объектом. А в момент внесения данных в реестр продавец окончательно теряет свое право собственности, в то время как покупатель – приобретает.

Правовой статус объекта если в регистрации права отказано?

Если гражданин подает документы самостоятельно, и пакет проходит правовую экспертизу, вполне вероятным является отказ в регистрации. В этом случае правовой статус объекта изменяется следующим образом:

  • Сразу после подписания документов объект недвижимости блокируется, им не может распоряжаться ни одна из сторон.
  • В момент отказа стороны должны принять решение о дальнейших действиях. Все зависит от причин отказа и возможности их устранить. Если причиной является несоответствие договора российскому законодательству, документ можно считать ничтожным, а поэтому права на объект вновь находятся у продавца.
  • При повторной попытке «переходный» статус вновь устанавливается с момента подписания нового договора.

Сущность акта при совершении сделок купли-продажи

Сделка такого типа связана с формированием двух документов. Первый — договор купли-продажи, который должны подписать обе стороны, после чего передача права на недвижимую вещь получает государственную регистрацию (п. 1 ст. 551 ГК РФ, п. 2 ст. 223 ГК РФ). Второй — документ о фактической передаче, который законодатель назвал передаточным актом. Он подписывается автономно от момента регистрации сделки. В нём покупатель может отразить реальное состояние недвижимости и указать отдельные факты.

К примеру, договор составлен таким образом, что покупатель получает в собственность квартиру, которая не нуждается в ремонте и пригодна к использованию. Но в день её приёма он обнаружил, что куда-то исчезли умывальники и другая сантехника. Покупатель отражает это в акте, после чего подписывает его. При этом он считает, что отменять сделку из-за незначительного расхождения с условиями договора неразумно.

Общие основания перехода права собственности на товар по ГК РФ

Гражданское законодательство регулирует переход собственности на товар новому владельцу, если стороны не прописали это условие в договоре. В соответствии с п.1 ст.223 ГК РФ покупатель становится владельцем груза в момент его передачи продавцом.

Факт передачи груза отражается в акте приемки, УПД. Подписи сторон подтверждают свершение операции по передаче товара (Определение ВС РФ от 04.02.2016 № 303-ЭС15-14545).

Данная схема по ГК РФ напоминает передачу продукции по договору купи-продажи. Это стандартная процедура для многих сделок, за исключением операций с недвижимостью.

Товар передается новому собственнику в месте продажи, если стороны не разработали собственные условия в договоре. Если же доставка осуществляется по согласованию сторон с помощью компании по грузоперевозкам, то право владения товаром активизируется в момент передачи партии первому перевозчику (п. 1 ст. 224, п. 2 ст. 458 ГК РФ).

Если поставщик самостоятельно перевозит груз, то передача происходит в точке приемки (п. 1 ст. 224, абз. 2 п. 1 ст. 458 ГК РФ).

Стороны вправе прописать собственный порядок перехода продукции в новое владение в контракте, если их не устраивают общие правила по сделке.

Право собственности во взаимоотношениях с зарубежными контрагентами

Для начала необходимо понять, чье законодательство будет влиять на установление прав собственности. Ситуации могут возникать разные.

Пример № 1. В контракте прописаны законы, на которые ссылаются стороны для установления правомочности на продукцию. Если это законодательство РФ, то сделка совершается как взаимоотношения с российским поставщиком. Если в приоритете законодательство зарубежного контрагента, то к нему можно обратиться за помощью.

Пример № 2. Контрактом не оговорено, законы какого государства влияют на установление прав на товар для нового владельца. Право собственности устанавливается в общем порядке:

  • если предметом внешнеторгового контракта являются материально-производственные запасы, находящиеся в этот отрезок времени в дороге, то действует законодательство государства, из которого груз выехал;
  • если предмет контракта – прочие МПЗ, то силу имеет законодательство государства, где партия находилась на момент заключения сделки.

Поставка товаров для государственных нужд

Выделение поставки товаров для государственных нужд (§ 4 гл. 30 ГК) в отдельный вид купли-продажи преследует цель установление специального правового режима, учитывающего участие в этих отношениях такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство — Российская Федерация и ее субъекты (ст. 124 ГК). Сфера применения поставок товаров для государственных нужд определяется понятием таких нужд. В ГК не упоминаются муниципальные нужды, однако заказы для удовлетворения таких нужд существуют, что нашло отражение, в частности, в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов). Кроме того, согласно ст. 3 этого Закона среди государственных нужд необходимо различать федеральные нужды и нужды субъектов РФ.

Понятие «государственные и муниципальные нужды» характеризуется следующими признаками. Во-первых, сущность нужд, т.е. потребности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований в товарах, работах, услугах. Во-вторых, источник их покрытия — средства соответствующих бюджетов и внебюджетных источников финансирования. В-третьих, преследуемые цели. Ими могут быть: осуществление функций органа публичной власти, реализация целевых программ, решение вопросов местного значения (муниципальные нужды); исполнение международных обязательств (только федеральные нужды).

Читайте также:  Расчет компенсации при увольнении

Источники правового регулирования. Отношения, связанные с поставками товаров для удовлетворения потребностей государства, принято регулировать специальными актами гражданского законодательства. Специфика правового регулирования поставок для государственных нужд состоит в установлении специальных правил, направленных на стимулирование принятия заказа государства и обеспечение государственного влияния на исполнение таких договоров. Переход к рыночным методам регулирования экономики вызвал необходимость разработки ряда специальных законодательных актов в этой области.

Отношения по поставке товаров для государственных нужд регулируются: положениями § 4 гл. 30 ГК, посвященными этому договору и субсидиарно нормами о договоре поставки (§ 3 гл. 30 ГК); общими положениями о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК). Изданы специальные федеральные законы о поставках товаров для госнужд: Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. «О государственном материальном резерве»; Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе». Особое значение имеет Закон о размещении заказов. С момента вступления его в силу (с 1 января 2006 г.) иные федеральные законы в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд применяются в части, не противоречащей этому Закону.

Основания поставок товаров для государственных нужд. Поставка товаров для государственных нужд осуществляет на основании государственного контракта на поставку товаров для госнужд, а также договоров поставки товаров для госнужд, заключаемых между организациями — исполнителями заказа и потребителями товаров (п. 1 ст. 525 ГК). Таким образом, структура договорных связей в этой области может быть простой или сложной. В первом случае в соответствии с условиями госконтракта поставщик поставляет товары непосредственно госзаказчику либо указанным им получателям. При этом поставщик не заключает каких-либо договоров поставки товаров с получателями. Во втором случае госконтрактом предусматривается прикрепление поставщика к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд.

Государственный контракт. По государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК). Закон о размещении заказов содержит более общее определение государственного и муниципального контракта: это договор, заключенный заказчиком от имени РФ, ее субъекта или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (ст. 9).

В качестве государственных и муниципальных заказчиков могут выступать (ст. 4 названного Закона): органы государственной власти РФ или ее субъектов и органы местного самоуправления, а также уполномоченные ими на размещение заказов получатели бюджетных средств (при размещении заказов за счет бюджетных средств). Госконтракт заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку товаров для госнужд — государственного заказа. Исходя из способов размещения госзаказов, перечисленных в ст. 10 Закона о размещении заказов, поставщиками-исполнителями могут быть: 1) победители торгов (конкурса или аукциона); 2) победители по результатам запроса котировок; 3) единственные поставщики (субъекты естественных монополий, учреждения уголовно-исполнительной системы, органы исполнительной власти и т.п.), принявшие предложение госзаказчика; 4) лица, заключившие контракт по результатам биржевых торгов.

В предусмотренных законом случаях заключение государственного контракта будет являться для поставщика обязательным при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (за исключением казенного предприятия) в связи с выполнением госконтракта. Государственный заказчик обязан заключить госконтракт с лицом, победившим на конкурсе или принявшим заказ к исполнению (ст. 527 ГК). Проект государственного контракта разрабатывается госзаказчиком и направляется поставщику, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект госконтракта, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне, либо при наличии разногласий составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным госконтрактом другой стороне, или уведомляет ее об отказе от заключения госконтракта.

Выполнить любую из перечисленных обязанностей сторона должна в течение 30 дней. Сторона, получившая госконтракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию и известить другую сторону о принятии госконтракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. В последнем случае, а также по истечении 30-дневного срока неурегулированные разногласия по госконтракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной в течение 30 дней на рассмотрение суда. Если сторона, для которой заключение госконтракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить государственный контракт (ст. 528 ГК).

Государственные и муниципальные контракты, заключенные по итогам размещения заказов, учитываются в соответствующих реестрах контрактов, ведение которых обеспечивают уполномоченные государственные органы исполнительной власти и орган местного самоуправления (ст. 18 Закона о размещении заказов).

Договор продажи предприятия

По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам (п. 1 ст. 559 ГК). Видообразующим признаком, позволяющим выделять договор продажи предприятия в отдельный вид договора купли-продажи, является специфика предмета договора — продаваемое предприятие как единый имущественный комплекс. Продажа предприятия предполагает передачу покупателю не только зданий и оборудования, но и привязанных к материальной основе производства прав и обязанностей продавца. Сложность возникающих при этом отношений требует специального регулирования.

Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукция, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права (ст. 132 ГК).

Но, кроме того, предприятие — это живое, приносящее прибыль предпринимательское дело, которое включает клиентуру, репутацию, коммерческие, технологические секреты, рынки сбыта и т.п. Вероятность того, что клиентура останется за продаваемым предприятием обозначается с помощью правовых категорий деловой репутации и является особым нематериальным элементом предприятия, который может быть отчужден только при продаже предприятия в целом.

Читайте также:  Смоленские студенты приняли участие в форуме студенческих СМИ «Индустрия медиа»

Таким образом, хотя предприятие признается недвижимостью, в нем юридически взаимосвязаны в предпринимательских целях разнородные элементы: имущество, рабочая сила, нематериальные ценности, которые в отдельности обладают своим собственным правовым режимом.

Предметом договора продажи предприятия является предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец не вправе передавать другим лицам. Поэтому в состав предприятия как предмета продажи не включаются права, полученные продавцом на основании лицензии на занятие соответствующей деятельностью. Такие права не подлежат передаче покупателю предприятия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Передача покупателю в составе предприятия обязательств, исполнение которых покупателем невозможно при отсутствии такой лицензии, не освобождает продавца от соответствующих обязательств перед кредиторами. За неисполнение таких обязательств продавец и покупатель несут перед кредиторами солидарную ответственность (п. 3 ст. 559 ГК).

В качестве продавца предприятия по общему правилу могут выступать индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, которым предприятие принадлежит на праве собственности. При продаже имущественного комплекса, принадлежащего унитарному государственному или муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления, продавцом может быть только уполномоченный орган, выступающий от имени соответствующего публичного собственника, но не само унитарное предприятие (ст. 5 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества). Покупателями предприятия могут быть граждане-предприниматели, юридические лица, государство, муниципальные образования.

Перед заключением данного договора стороны должны совершить предварительные действия по удостоверению состава продаваемого предприятия, аудиторскую проверку его деятельности и оценку предприятия. Удостоверение состава предприятия достигается путем проведения его полной инвентаризации (п. 1 ст. 561 ГК). Инвентаризация необходима для проверки фактического наличия числящихся на балансе предприятия ценностей (материальных и нематериальных активов), их сохранности, описания основных признаков и определения текущего состояния. Кроме того, это один из способов оценки состава предприятия. Аудиторская проверка предприятия преследует цель установить соответствие финансовой отчетности предприятия предусмотренным критериям, а совершенных им хозяйственных операций — требованиям законодательства. Аудиторская проверка подтверждает достоверность бухгалтерского баланса предприятия.

Налоговый учет у продавца

Для организаций, которые применяют для целей налогообложения прибыли метод начисления, датой получения дохода от реализации товаров является день их реализации (если иное не предусмотрено гл. 25 Налогового кодекса). Об этом говорится в п. 3 ст. 271 НК РФ. При этом реализацией товаров признается передача права собственности на них на возмездной основе, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, — на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39). Что касается момента передачи права собственности, то он в Налоговом кодексе не указан. Поэтому с учетом п. 1 ст. 11 НК РФ момент передачи права собственности определяется согласно нормам гражданского законодательства.

Если в договоре установлено, что право собственности на товары переходит к покупателю в момент их оплаты, то датой реализации товаров у поставщика (использующего метод начисления) действительно является день их оплаты.

Однако продавцу (поставщику), заключившему такой договор, необходимо обратить внимание на Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98. В нем приведен Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса. В п. 7 этого Обзора сказано следующее. Поставщик (применяющий метод начисления), заключив договор поставки с условием, что право собственности на товар переходит к покупателю после оплаты, вправе признать доход от реализации в момент получения оплаты от покупателя, только если данное условие отражает фактические отношения сторон и реальные финансово-экономические результаты их деятельности. То есть когда стороны договора обеспечивают выполнение этого условия.

Например, в деле, которое рассмотрел суд, стороны не приняли мер по индивидуализации переданного товара (его отграничению от иного товара покупателя) на случай возврата. А продавец не осуществлял контроль за сохранностью товара и его наличием у покупателя, хотя формально оставался собственником. Поэтому суд пришел к выводу, что стороны не обеспечили выполнение условия договора о сохранении права собственности на товар за продавцом. Суд указал, что данная договоренность сторон не может учитываться для целей налогообложения. Значит, доход от реализации товаров нужно учесть в том периоде, когда продавец отгрузил товар покупателю.

Что происходит на практике

В договорах подряда чаще всего указывается, что расчеты за выполненные работы производятся на основании ежемесячно подписываемых актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат (можно использовать формы N КС-2 и N КС-3 , применение которых с 2013 г. не является обязательным).

Утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.

На основании этого сложилось довольно устойчивое мнение, что подписание акта (форма N КС-2) по окончании каждого месяца свидетельствует о реализации строительно-монтажных работ подрядчиком (п. 1 ст. 39 НК РФ) и принятии их к учету заказчиком.

Подобная постановка вопроса удобна многим заказчикам. Не принимая на себя ответственности за сохранность созданного имущества и даже не расплачиваясь за выполненные работы, они имеют возможность, получив справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) и счет-фактуру, принять НДС к вычету (п. 5 ст. 172 НК РФ).

Подрядчик же, наоборот, ставится в более невыгодное положение. Оставаясь ответственным за созданное им имущество и продолжая с ним работать, он тем не менее, не получая денег от заказчика, вынужден увеличивать налоговую базу как по налогу на прибыль, так и по налогу на добавленную стоимость.

Но нам хотелось бы обратить внимание на не всегда верно понимаемые некоторыми судами или судьями различия и сходства между гражданским и налоговым законодательством.

Напомним: институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное НК РФ не предусмотрено (п. 1 ст. 11 НК РФ).

Особого порядка принятия заказчиком к учету выполненных для него подрядчиком строительно-монтажных работ ни первой, ни второй частями НК РФ не установлено. Следовательно, заказчик не то что имеет право, а обязан в этом случае при принятии результата выполненных работ руководствоваться нормами ст. 705 ГК РФ — принять результат выполненных подрядчиком СМР вместе с риском (ответственностью) за их последующую сохранность. И только в этом случае он имеет возможность принять к вычету предъявленный подрядчиком НДС.

Не принимая на себя риски (ответственность), заказчик подписанием акта подтверждает только объем выполненных строительно-монтажных работ и их договорную стоимость за соответствующий отчетный период, но не принимает результат выполненных работ.

Оплатив выполненные фактически подрядчиком работы (не приняв их результат), заказчик, по сути, производит предварительную оплату. Но не в какой-то общеабстрактной сумме — 50% (или сколько-то еще) от цены договора, а в конкретной — фактической стоимости выполненных работ за прошедший отчетный период.

Читайте также:  Пистолет vostok-1 (9 мм ра) оооп

И вот после оплаты выполненных работ на основании счета-фактуры от подрядчика на полученный аванс заказчик сможет вполне законно принять к вычету перечисленный НДС. Но только не как налог по принятым СМР (п. 5 ст. 172 НК РФ) и перечисленной частичной оплате в счет предстоящего выполнения работ (п. 9 ст. 172 НК РФ).

Также есть вторая позиция Минфина по данному вопросу, согласно которой предполагается признание доходов на дату отгрузки товара. Выручка от продажи товара облагается налогом в тех случаях, если при заключении договора о передаче прав на реализацию была произведена полная оплата.

Зная это, вы должны понимать, что выручка от реализации товаров облагается налогом исходя из даты в расчетных документах и передачи товара покупателю. Данное правило отражает фактические отношение продавца и покупателя (например, купля-продажа автомобиля) и грамотное оформление договора купли-продажи и перехода прав собственности на товар в документах.

Налоговая инспекция предупреждает: включение отсрочки в условиях договора недостаточно, нужно соблюдение дополнительных требований по данному вопросу, согласно пункту 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.05 № 98.

Подробное объяснение описано в позиции Минфина. Покупатель обязан принять меры для полноправного индивидуального пользования товаром, собственником которого он стал. Иначе он не сможет полноправно распоряжаться товаром (продажа, аренда и так далее). Документы, подтверждающие индивидуальное пользование и переход права собственности на товар, нужно хранить отдельно.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Переход права собственности на товар (Орлова И.В.)

Дата размещения статьи: 03.08.2017

Каждому бухгалтеру нужно знать, как согласно российским и международным нормам определяется момент перехода права собственности на отгружаемые и получаемые ценности. Это поможет правильно исчислять налоги и вести бухгалтерский учет.

Право собственности во взаимоотношениях с российскими контрагентами

Предметом договора поставки являются товары — материальные ценности (вещи), т.е. объекты права собственности. Нормы российского гражданского законодательства по вопросу перехода права собственности изложены в ст. 223 и 224 Гражданского кодекса РФ.

Общий порядок перехода права собственности

Переход права собственности на товар означает, что к покупателю помимо владения и пользования переходит право распоряжения купленным товаром (ст. 209, 223 ГК РФ), а также риск его случайной гибели (если договор не содержит иного условия). Иными словами, покупатель может продавать товар, отдавать его в залог, передавать в аренду, вносить в качестве вклада в уставный капитал и т.п.

Условие о переходе права собственности представляет собой указание в договоре на определенный момент перехода этого права от поставщика к покупателю. В соответствии со ст. 223, 491 ГК РФ стороны вправе согласовать:

— переход права собственности в момент передачи товара покупателю;

— сохранение права собственности за поставщиком до момента полной оплаты.

Если момент перехода права собственности в договоре не согласован, то стороны должны будут руководствоваться общими нормами закона, согласно которым покупатель становится собственником товара с момента его передачи поставщиком (ст. 223, 224 ГК РФ). При этом товар считается переданным в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу (п. 1 ст. 224 ГК РФ).

Правильное определение права собственности продавца и покупателя на товар имеет значение для ответа на вопрос, кто обязан нести расходы по доставке товара — продавец или покупатель.

Другой комментарий к статье 564 ГК РФ

1. Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации (п. 1 коммент. ст.).

Порядок государственной регистрации перехода права собственности на предприятие установлен ст. 22 Закона о государственной регистрации, а также Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. N 219 (с изм. и доп.), Правилами внесения записей о правах на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и взаимодействия между федеральной регистрационной службой и ее территориальными органами, утв. Приказом Минюста России от 4 марта 2005 г. N 16.

2. Заявление на государственную регистрацию перехода права собственности на предприятие может подаваться одновременно с заявлением на государственную регистрацию договора продажи этого предприятия либо после соответствующей регистрации договора. Иное мнение (см.: Ем В.С. Договор продажи предприятия (научно-практический комментарий действующего законодательства) // СПС ГР) не основано на законе, а потому не может быть принято.

По общему правилу переход прав собственности на предприятие подлежит государственной регистрации непосредственно (т.е. в минимально короткий срок) после передачи предприятия покупателю. Однако норма п. 2 коммент. ст. диспозитивна, что позволяет сторонам установить договором иное, причем относительно как последовательности данных актов, так и временного разрыва между ними.

3. Договор продажи предприятия может предусматривать сохранение за продавцом права собственности на него до наступления каких-либо обстоятельств (например, полной оплаты). В таком случае покупатель вправе использовать переданное ему в составе предприятия имущество и извлекать из него выгоды, а также, в изъятие из общих правил п. 1 ст. 491 ГК, распоряжаться этим имуществом в той мере, в которой это необходимо для целей, ради которых предприятие приобретено (п. 3 коммент. ст.).

4. Последствия неправомерного уклонения одной из сторон от государственной регистрации перехода права собственности на предприятие регулируются п. 3 ст. 551 ГК (см. коммент. к нему).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *