Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поскольку в России в отличие от многих других стран существует институт прописки, закон негативно относится к ситуациям, когда кто-то из граждан по месту регистрации не проживает, а находится, например, в другом городе. Однако, такие случаи не являются редкостью, и все их отследить невозможно.

Комментарии к ст. 322.1 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления признаются общественные отношения, регулирующие въезд в Россию и пребывание в России иностранных граждан и лиц без гражданства.

2. Объективная сторона выражается в организации незаконных: а) въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства; б) их пребывания в РФ; в) транзитного проезда через территорию РФ.

Указанное деяние будет незаконным, если оно совершено в нарушение требований, содержащихся в Федеральных законах от 15.08.96 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» . Въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства считается незаконным, если он не может быть им разрешен по законным основаниям (например, в целях обеспечения государственной безопасности, при наличии у лица судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления), осуществлен без российской визы или по недействительным документам, удостоверяющим личность, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Пребывание указанных лиц в России признается незаконным, если истекли сроки их временного пребывания или проживания в Российской Федерации, они находятся на территории, объекте или в организации, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Транзитный проезд через территорию РФ может быть незаконным, если он осуществляется без соответствующих виз и действительных для выезда из Российской Федерации проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки.

———————————

СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Организация незаконных въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию РФ может выразиться в создании организованной группы или преступного сообщества для осуществления незаконной миграции, планировании их деятельности, подборе соучастников, распределении ролей между ними, обеспечении их необходимыми средствами, руководстве незаконным пересечением Государственной границы РФ. Преступление может быть совершено на территории России или за ее пределами (см. комментарий к ст. 12).

Состав преступления формальный, преступление окончено с момента совершения действий, указанных в законе.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает общественную опасность организации незаконной миграции и желает ее осуществить.

4. Субъект преступления — гражданин Российской Федерации, иностранец или апатрид, организовавший незаконную миграцию, достигший возраста 16 лет.

5. Квалифицированными видами преступления являются: а) совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 322.1, организованной группой (см. комментарий к ст. 35); б) в целях совершения преступления на территории РФ.

Зачем нужна регистрация иностранного гражданина

В соответствии с Федеральным законом № 109-ФЗ от 18.07.2006 каждый иностранец должен уведомить миграционную службу о прибытии в течение 7 дней с момента пересечения границы с РФ. Постановка иностранного гражданина на миграционный учет не осуществляется, если:

  • иностранец пребывает в России менее 7 дней;
  • иностранный гражданин проезжает через Российскую Федерацию транзитом;
  • иностранец является высококвалифицированным специалистом или членом его семьи;
  • иностранный гражданин – член военного судна, прибывшего с государственным визитом, или гражданского судна, если он проживает в РФ при сходе на берег менее, чем 24 часа;
  • иностранец является членом бригады поезда, автобуса или экипажа самолета, если он не покидает зону вокзала, автостанции или аэропорта.

Обратите внимание, на регистрацию в миграционной службе гражданам некоторых стран дается более 7 дней. Так, граждане Беларуси, Казахстана и Армении должны встать на учет в течение 30 дней, Украины – 90 дней, Таджикистана – 15 дней.

Некоторым иностранцам нужно зарегистрироваться на следующий день после приезда. Это касается тех, кто:

  • работает вахтовым методом;
  • находится на лечении или реабилитации в медицинских учреждениях;
  • без конкретного места проживания;
  • содержится в исправительных учреждениях;
  • проживет в пансионатах, санитарно-профилактических учреждениях, отелях, домах отдыха, туристических базах и т.д.
Читайте также:  Пенсионные баллы в 2023 году. Что это, «стоимость», отменили или нет

Если не зарегистрироваться в миграционной службе, это будет считаться незаконным пребыванием иностранного гражданина на территории РФ. За это может грозить достаточно серьезное наказание.

Регистрация по месту пребывания иностранного гражданина осуществляется по тому адресу, где он фактически проживает, в том числе в гостинице, пансионате, в организации социального обслуживания и в других учреждениях, которые оказывают гостиничные услуги, либо по адресу организации, где осуществляется трудовая деятельность.

Время пребывания на территории Российской Федерации ограничивается действием визы. Для стран, с которыми у России безвизовый режим, допустимый срок нахождения в стране – не более 90 дней в течение 6 месяцев.

Миграционный учет осуществляется для:

  • систематизации данных об иностранцах, находящихся в России;
  • создания нужных условий для реализации иностранцами и гражданами РФ своих прав, свобод и обязанностей;
  • планирования развития территорий России;
  • формирования достоверной, актуальной и полной информации о перемещениях иностранцев;
  • защиты основ Конституции, прав и интересов, здоровья и нравственности граждан РФ и иностранцев;
  • обеспечения национальной безопасности.

Комментарий к ст. 322.2 УК РФ

Объектом преступления является установленный порядок регистрации граждан по месту пребывания или месту жительства. Регистрационный учёт установлен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Порядок регистрации определён Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».

Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Как проходит проверка регистрации иностранного гражданина

Для проверки регистрации иностранного гражданина используются некоторые мероприятия различных направлений. И так есть три способа проверки:

Первый способ — уполномоченное лицо может проверить временную регистрацию мигранта по базе ФМС (с лета 2016г. ее функции переданы ГУВМ МВД РФ). Проверка регистрации проводится на основании единой базы данных, в которой ведется учет регистрации иностранных лиц постоянно или временно проживающих на территории России.

Второй способ – это опросов самого мигранта, а так же людей, имеющих отношение к месту, по которому иностранный гражданин зарегистрирован. Такими людьми считаются, те кто «прописан» по тому же адресу, и владелец (наниматель) этого жилья. Результат проверки обязательно должно быть зафиксировано в протоколе.

Третий способ – это проверка запроса данных из документа, закрепивший факт сделки на недвижимость, которая должна использоваться в качестве места проживания мигранта ( например, договор аренды жилья)

Что такое фиктивная прописка, как осуществляется проверка регистрации по месту жительства? Способы мошенничества

Законодательство РФ упразднило прописку, которая раньше была обязательной нормой, но не отменило процедуру обязательной регистрации по месту жительства или по адресу временного пребывания. Для иностранных граждан и россиян, которые меняют свой адрес жительства, существуют определенные сроки постановки на регистрационный учет. При его несоблюдении к нарушителям применяются административные меры, а к иностранцам применяются более жесткие наказания – выдворение из страны.

Все вместе это привело к многочисленным фальсификациям, в частности, многие люди, прописываются в домовладения фиктивно. Однако это прямое нарушение действующего законодательства, которое относится к уголовным преступлениям.

Читайте также:  Как продать квартиру иностранцу из недружественной страны

Сколько человек может прописаться в квартире без подозрений?

Раньше прописка подразумевала наличие обязательной квадратуры на одного человека. Таким образом, ограничивалось количество проживающих до разумных пределов. Регистрационный учет не имеет установленных границ по соотношению размера помещения и количества лиц в нем зарегистрированных. Но это вовсе не значит, что можно прописать любое количество граждан. Если людей будет слишком много, это станет поводом для проверки жилплощади.

Ни одна законодательная норма не дает ответа на вопрос – сколько должно быть прописано человек в помещениях той или иной квадратуры. Поэтому при регистрации исходить следует лишь из того, что все прописанные обязаны проживать в квартире.

Незаконная прописка для иностранцев — способы мошенничества

Наибольшее число фиктивных прописок приходится на иностранцев. Приезжая в РФ они не могут трудоустроиться и получить иные льготы, без регистрации. Между тем ни родственников, ни знакомых у них нет, поэтому они ищут прописку иными путями, чаще всего по объявлениям и в интернете.

Самыми распространенными схемами мошенничества являются услуги, предоставленные специальными фирмами. У них изготовление справок поставлено на поток. Иностранец платит определенную сумму денег, за что ему выдают справку о временной регистрации. Фиктивность бланка выясняется чаще всего при трудоустройстве.

Распознать искусную подделку с первого взгляда могут далеко не все. Поэтому проверить бланк на подлинность проще всего непосредственно в территориальном органе МВД.

Чтобы прописаться по новому месту жительства, например, после смены прописки потребуется выполнить ряд действий и подготовить пакет документации. Чтобы процедура не вызвала затруднений, стоит заранее ознакомиться с основными моментами ее осуществления. Обязательна ли прописка для собственника в купленной квартире и как оформлять регистрацию в студии или апартаментах, мы рассказывали в наших материалах.

В неприятную ситуацию с фиктивным регистрационным учетом можно попасть как умышленно, так и не осознавая своих действий. Избежать уголовной ответственности при регистрации можно, если заключать договоренности непосредственно с собственником жилья, а также проживать по месту прописки все указанное время.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

В 2013 г. был принят ФЗ № 376, внесший ряд изменений в некоторые правовые акты. Его целью было, в числе прочего, ужесточение ответственности за нарушение порядка регистрации граждан на территории России. Из этого следует, что при рассмотрении субъектного состава речь ведется не только об уполномоченных служащих, ведущих, собственно, учет лиц. По смыслу ст. 322.

2, наказание может вменяться любому субъекту, не исполняющему требования. При этом регистрация иностранного гражданина по месту жительства собственника помещения может осуществляться и на законных основаниях. При квалификации деяния во внимание принимается цель постановки на учет. Если у субъекта не было намерения пребывать в соответствующем помещении, то регистрация иностранного гражданина по месту жительства собственника объекта является преступлением.

Международное влияние

Институт регистрации строился не один год не для того, чтобы существовать конкретный срочный период. Прежде всего идёт речь о том, что сама по себе эта информационная система отвечает современным представлениям о государственном устройстве как в отношении собственных граждан, так и в отношении иностранцев.

Отношениям между государствами в настоящее время свойственна необыкновенная динамика. Происходят постоянные изменения как договорного характера, так и политического, экономического, социального. Результаты этих процессов отражаются на жизни граждан Российской Федерации, что вызывает обратное влияние на отношения с другими государствами.

Если вернуться с вершин этих внешних процессов на работу миграционной службы, то в отношении конкретного гражданина России или конкретного гражданина другого государства вполне возможно (и так уже было: Грузия, Украина и даже мирная Беларусь), что начатая однажды процедура прописки была достоверной и законной, но к моменту её окончания потребовались вовсе другие, подтверждающие законность процедуры, документы.

Фиктивная регистрация

Во время оформления законного нахождения в стране указывается адрес пребывания. Если иностранец не живёт в этом месте, регистрация считается фиктивной. Это уголовное преступление, описанное в статье 322.2 УК. Наказанием может быть штраф, принудительные работы или лишение свободы

. Оно накладывается на собственника жилья, оформившего временное пребывание. Строгих критериев фиктивности законодательство не содержится, но на практике они могут быть такими:

  1. Регистрация слишком большого количества приезжих, без соблюдения учётной нормы площади на человека. Она различается в зависимости от региона
    . Например, для Москвы это 10 квадратных метров.
  2. Непригодность помещения для проживания.
  3. Ничтожно малая доля в собственности на жильё (одна сотая, одна тысячная).
Читайте также:  Что по чем потребительская корзина одежда

Другой комментарий к статье 322.1 УК РФ

1. Объективную сторону преступления составляют альтернативно указанные деяния:

— организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства;

— организация их незаконного пребывания в Российской Федерации;

— организация их незаконного проезда через территорию РФ.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства считаются находящимися в России законно, если у них имеются действительные вид на жительство, разрешение на временное проживание, виза или иные предусмотренные законом или международным договором РФ документы, подтверждающие их право на пребывание (проживание) в стране.

Организация незаконных пересечения Государственной границы РФ, пребывания на территории РФ и транзитного проезда через Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства означает планирование названных деяний, подбор соучастников, руководство непосредственным совершением преступления и т.д.

2. Преступление окончено с момента совершения указанного в законе деяния.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Следует иметь в виду, что организационная деятельность составляет объективную сторону данного преступления, поэтому виновное лицо несет ответственность как исполнитель преступления. При квалификации его действий ссылка на ст. 33 УК не требуется.

5. Характер и тяжесть преступления, в целях совершения которого осуществляются указанные в ч. 2 действия, на квалификацию деяния не влияют.

Под миграцией понимается совокупность перемещений населения с изменениями мест жительства. Мигрант – это гражданин, который переезжает на новое место проживания (временное или постоянное).

Если он въезжает на территорию другого государства, он определяется как иммигрант. Мигрант, которые выезжает с территории страны, – это эмигрант.

Основные нормативно-правовые акты, которые регулируют сферу миграции в России:

  • гл.18 КоАП РФ — там содержится перечень правонарушений в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранцев в России;
  • ФЗ №114 от 15.08.1996 г. — там указан порядок въезда в Россию и выезда из нее;
  • ФЗ №115 от 25.07.2002 — трактует положение иностранцев в РФ с правовой точки зрения;
  • Постановление Правительства РФ №711 от 13.07.2012 — там перечислены отдельные положения по работе Федеральной миграционной службы (ФМС);
  • Постановление Правительства РФ №413 от 16.08.2004 — содержит нормы о миграционной карте и т.д.

Актуальность проблемы

В России незаконная миграция входит в число ключевых угроз для экономики. В Стратегии нацбезопасности до 2020 г. прямо говорится о повышении уровня риска, связанного с неконтролируемым перемещением иностранных граждан.

Среди главных негативных последствий организации незаконной миграции в РФ специалисты отмечают рост теневой экономики, интернациональной, трансграничной, этнической преступности.

Неконтролируемое перемещение иностранцев приводит к возникновению межконфессиональной и межнациональной напряженности. Незаконная миграция способствует распространению терроризма и экстремизма.

Как отмечал в одном из выступлений руководитель ФСБ РФ, иностранцы проходят психологическую и военную подготовку в лагерях, получают опыт в горячих точках. Используя мигрантов, они создают бандформирования, распространяются по разным регионам и ведут преступную деятельность.

Особенности трудовой миграции

Современный мир столкнулся с неизбежностью формирования огромных потоков мигрантов. Это связано с самыми разными причинами. Кроме нестабильности экономической ситуации в странах проживания иностранцев, проблемы создают и пробелы в законодательствах государств, принимающих лиц из-за рубежа.

В России, к примеру, отсутствует эффективный механизм квотирования рабочей силы. Существуют также недостатки и в системе прогнозирования потребностей нанимателей в рабочей силе. Существующая практика создания официальных заявок работодателей ориентирована на крупные предприятия. Мелкие и средние предприниматели, в свою очередь, в основном используют нелегальных мигрантов. Недобросовестных нанимателей привлекает возможность сэкономить на оплате труда иностранцев, скрыть случаи производственного травматизма.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *