Инструкция по проведению электронного запроса котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция по проведению электронного запроса котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Высчитать СГОЗ. Доведенное финансирование — 2 млн руб. Из них вычтите зарплату — 500 тыс. руб., налоги 400 тыс. руб. и стоимость долгосрочных контрактов — 100 тыс. руб. СГОЗ на закупки составляет 1 млн руб.

Зачем проводится запрос коммерческих предложений

Закупка может проводиться любым доступным способом, но независимо от принятого сценария, заказчики обязательно должны осуществлять обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сформированная по итогу этих действий сумма будет использоваться при составлении всей закупочной документации: извещении, проекте контракта и в приглашениях на участие в торгах, которые направляются потенциальным исполнителям.

Обоснование НМЦК производится по правилам и в порядке, изложенным в статье 22 44-ФЗ. Для каких целей необходим запрос ценовой информации:

  1. Происходит эффективное расходование государственных денежных средств, выделяемых заказчикам на проведение торгов;
  2. к закупке привлекаются надежные поставщики;
  3. запрос является дополнительной гарантией, что для нужд государственных и муниципальных заказчиков будут поставлены качественные товары.

В части 1 статьи 22 44-ФЗ описаны методы, с помощью которых может определяться НМЦ контракта:

  • сопоставимых рыночных цен;
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Чтобы провести электронный аукцион, заказчику в Единой информационной системе (ЕИС) нужно разместить извещение с обязательными приложениями. Участники могут подавать заявки в течение семи дней с момента размещения извещения. Если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 300 миллионов рублей (2 миллиарда рублей при закупке строительных работ), с момента размещения извещения до конца срока подачи заявок должно пройти не менее 15 дней. Заявка не делится на части, не предусмотрена процедура рассмотрения первых частей заявок и допуска к участию в аукционе. Приём ценовых предложений в электронном аукционе начинается через 2 часа после окончания срока подачи заявок, составляет 4 минуты с продлением на 4 минуты после подачи ценового предложения, а общее время приёма не превышает 5 часов.

После получения от электронной площадки протокола ценовых предложений заказчик (комиссия) в течение двух рабочих дней рассматривает заявки участников и размещает протоколы итогов на электронной площадке (рисунок 1).

Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ

На первом этапе госзакупок информация о закрытом конкурсе публикуется на официальном сайте.

Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ должно отражать следующие данные:

  1. Сведения о заказчике и цели контракта, условия участия в торгах:
    • название организации, фактический и юридический адрес, подробные контакты лиц, ответственных за тендер;
    • краткие условия контракта, требования к предмету госзакупки, количество товаров (услуг), место их доставки (объект для проведения работ), сроки выполнения договора;
    • ИКЗ (идентификационный код закупки);
    • ограничения в подборе исполнителей (поставщиков) согласно 44-ФЗ;
    • условия регистрации заявок на закрытый конкурс по запросу котировок (порядок, место проведения, срок);
    • обоснование начальной стоимости контракта;
    • сведения о потребности в обеспечении выполнения договора и его сумме;
    • полный список документов, необходимый для участия в госзакупке по 44-ФЗ;
    • компания-участник и ее учредители (либо генеральный директор – основатель фирмы в одном лице) не должен числиться в базе ненадежных исполнителей или поставщиков (опционально). Это требование также вносится в извещение.
  2. Форму заявки на участие в закрытой государственной закупке (запросе котировок по 44-ФЗ), включая электронный образец.
  3. Данные о времени и месте вскрытия конвертов, о доступе к онлайн-заявкам.
  4. Сведения о тех, кто отвечает за оформление контракта по итогам тендера, а также порядок заключения договора в ситуации, когда победитель конкурса уклоняется от подписания бумаг.
  5. Условия одностороннего отказа от выполнения договора также должны быть внесены в извещение о запросе котировок по 44-ФЗ.
  6. Льготы для подрядчиков, предусмотренные статьями 28–30 44-ФЗ (привилегии пенитенциарным учреждениям, организациям инвалидов, некоммерческим структурам социальной сферы, субъектам малого предпринимательства).
  7. Проект контракта (прилагается к извещению по 44-ФЗ).

Этапы проведения запроса котировок по 44-ФЗ

Чтобы процедура размещения госзаказа данным способом была понятней, попробуем разбить ее на несколько ступеней.

  1. Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ размещается в открытом доступе не позднее семи рабочих дней (и ранее) до завершения срока регистрации заявок, если сумма контракта не превышает 500 000 руб.
  2. Одновременно с извещением размещается проект контракта, для подписания которого организован данный тендер. Законом 44-ФЗ установлено, что в период подачи заявок публикация находится в открытом безвозмездном доступе.
  3. Известив общественность о проведении госзакупки, заказчик может сделать запрос котировки у фирм или физических лиц (не менее трех), которые оказывают нужные услуги или поставляют подходящие товары.
  4. Организациям, которые работают за рубежом, для проведения тендера по 44-ФЗ не следует публиковать извещение на официальных ресурсах. Заказчику достаточно запросить цены на товары (услуги) у нескольких поставщиков или подрядчиков (не меньше трех). При этом стоимость контракта не ограничена.
  5. В соответствии с 44-ФЗ отдельные правила установлены для извещения запроса котировок на приобретение товаров первой необходимости для оказания скорой, неотложной и экстренной специализированной помощи или поддержки жизнеобеспечения людей. По закону котировки могут собирать для государственных закупок продуктов питания, топлива, медикаментов и оборудования для скорой медицинской помощи, прочей продукции для создания приемлемых условий жизни, иногда даже с превышением лимита в случаях, когда:
    • подан и удовлетворен судебный иск о разрывании контракта из-за его невыполнения;
    • орган, контролирующий государственные закупки, распорядился отменить итоги конкурса (аукциона), чтобы искать подрядчика с помощью извещения о запросе котировок по 44-ФЗ (причиной этого решения может стать заявление заказчика, на подачу которого отводится десять суток со дня выдачи распоряжения).
    • заказчик аннулировал подписанный контракт в одностороннем порядке.

    Для того чтобы провести процедуру в законном порядке, заказчику необходимо размесить на электронной площадке сведения о том, что будет проведен запрос котировок в электронном виде. К извещению необходимо приложить актуальные сведения по будущим закупкам. В ст. 82. 2 Закона № 44-ФЗ сказано, что сделать это необходимо не менее чем за 5 рабочих дней до того момента, как будет установлено окончание подачи предложений.

    Публикуемое извещение должно быть обязательно подкреплено проектом будущего контракта. У заказчика есть право провести отмену запроса котировок и внести правки в закупочную информацию. Но делать это может не позднее, чем за 2 рабочих дня до календарной даты, когда прекратится приём предложений.

    Важно! Электронная торговая площадка несёт ответственность за взаимосвязь между заказчиком и потенциальным поставщиком относительно поданных заявок. Каждому поступившему на рассмотрение предложению должен быть присвоен свой индивидуальный идентификационный номер.

    Согласно ч.13 ст.77 44-ФЗ контракт по итогам проведения запроса котировок в бумажной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20-ть дней с даты подписания указанного протокола. Контракт заключается в письменной форме.

    Важный момент! Участник (юридическое лицо) при подписании контракта с Заказчиком должен предоставить выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки, которые получены не ранее чем за 6-ть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок.

    Согласно ч.9 ст.83.2 контракт по итогам проведения запроса котировок в электронной форме может быть заключен не ранее чем через 7-мь дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

    При этом саму последовательность заключения контракта по итогам проведения ЗКЭФ я указал в разделе 4 — “Порядок проведения запроса котировок в электронной форме” настоящей статьи. Для вашего удобства ниже я разместил две схемы заключения контракта.

    Извещение о проведении

    Это первый этап проведения запроса котировок. При публикации извещения о проведении заказчик также обязан подготовить и выложить в ЕИС проект будущего контракта. Требования к извещению следующие:

    • наличие информации о заказчике, заключаемом контракте и требованиях к участникам;
    • установленная форма для подачи заявок на участие в запросе;
    • данные об открытии доступа к электронным заявкам;
    • условия одностороннего отказа от исполнения обязательств по контракту;
    • данные об ответственных за заключение контракта по результатам осуществления процедуры;
    • информация о преимуществах, предоставляемых подрядчикам;
    • адрес ЭТП проведения процедуры.

    Извещение и проект контракта в обязательном порядке размещаются в ЕИС. Без этого проведение запроса котировок невозможно.

    Протокол рассмотрения заявок

    Результаты рассмотрения и оценки заявок оформляются в виде протокола, в котором указываются сведения обо всех участниках запроса, а также о заказчике, условиях контракта, победителе и его цене и участнике, занявшем второе место. Помимо этого, в протокол вносятся сведения обо всех отклонённых заявках и мотивированные отказы на них по 44-ФЗ.

    Протокол подписывается в двух экземплярах членами комиссии. Один экземпляр остаётся у заказчика, а другой размещается в ЕИС в день составления.

    Критерием выбора победителя является предложенная цена. Для определения участника, занявшего первое место, все заявки располагаются в порядке возрастания стоимости. Соответственно заявка победителя будет под первым номером.

    ОТЛИЧИЯ ЗАПРОСА КОТИРОВОК ОТ ДРУГИХ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР

    В соответствии с порядком, установленным 72 статьей 44 ФЗ, объем закупок с помощью запроса котировок не должен превышать десять процентов от совокупного объёма закупок за год. Сумма всех контрактов, заключенных с помощью запроса котировок не может превышать сто миллионов рублей.

    Особенности процедуры запроса котировок:

    Основной критерия определения победителя – предложенная цена контракта. Эта цена указывается участником закупки в заявке и не подлежит изменению, то есть торги не проводятся.

    С участников закупки запрещено взимать плату за участие в закупке.

    Решение об отмене процедуры или внесение корректировок в извещение заказчик имеет право не позднее, чем за 2-а дня до окончания срока подачи заявок.

    Предложения от участников закупки должны приниматься до момента вскрытия конвертов. (актуально до конца 2021 года пока разрешен запрос котировок в бумажном виде).

    Часть 2-я статьи 78 44 ФЗ запрещает заказчику препятствовать присутствию на процедуре вскрытия конвертов, участников закупки, а при вскрытии конвертов заказчик обязан вести аудио и видеосъёмку в соответствии с частью 5 той же статьи. (актуально до конца 2018 года пока разрешен запрос котировок в бумажном виде).

    Участие в запросе котировок в электронной форме: сроки и этапы

    В течение одного часа, после окончания срока подачи, оператор электронной площадки направляет заказчику все поданные заявки и документы, предусмотренные ч. 11 ст. 24.1 44-ФЗ.

    На следующий день котировочная комиссия начинает рассматривать заявки. Этот процесс занимает 1 рабочий день. В результате определяются соответствующие и несоответствующие котировки, а результаты фиксируются в протоколе рассмотрения заявок.

    Затем, не позднее окончания срока рассмотрения заявок, заказчик направляет протокол проведения запроса котировок в электронной форме оператору ЭТП. Оператор, в свою очередь, присваивает всем допущенным заявкам порядковый номер – по мере увеличения предложенной в них цены контракта, т.е. от большего к меньшему.

    Пример с непредоставлением декларации Страны происхождения товара.

    При подаче заявки на участие в запросе котировок на поставку текстильной продукции в извещении к которой было установлен запрет в соответствии с требованиями Постановления Правительства от 11.08.2014 г. № 791 участник указал, что страной происхождения товара является Российская Федерация, но подтверждающих это документов к заявке не приложил. Заявка была отклонена. При обжаловании в ФАСе жалоба была признана необоснованной. Комиссия ФАС отметила, что подтверждением происхождения товара из стран Евразийского Союза является декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара. А участник не предоставил ни декларации, ни сертификата.

    Отклонений за непредоставление сведений о соответствии участника (единым) требованиям п. 1 статьи 31 44-ФЗ в настоящее время почти не наблюдается, поскольку всех федеральных ЭТП декларация соответствия этим требованиям генерируется автоматически в процессе подачи заявки. Тем не менее участнику и здесь надо быть внимательным, поскольку, во-первых, закон 44-ФЗ непрерывно меняется, а конкретная ЭТП может не успеть изменить шаблон декларации к моменту вступления изменений в законе 44-ФЗ в силу, а, во-вторых, в котировочной документации может быть указано в виде отдельного требования соответствие п. 1.1 статьи 31, а в шаблоне, генерируемом интерфейсом ЭТП, он может отсутствовать. Автор всегда проверяет состав шаблона перед отправкой заявки и обнаружив отсутствие требования об отсутствии участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП) добавляет соответствующую декларацию в виде отдельного файла.

    ОТЛИЧИЯ ЗАПРОСА КОТИРОВОК ОТ ДРУГИХ ЗАКУПОЧНЫХ ПРОЦЕДУР

    В соответствии с порядком, установленным 72 статьей 44 ФЗ, объем закупок с помощью запроса котировок не должен превышать десять процентов от совокупного объёма закупок за год. Сумма всех контрактов, заключенных с помощью запроса котировок не может превышать сто миллионов рублей.

    Особенности процедуры запроса котировок:

    Основной критерия определения победителя – предложенная цена контракта. Эта цена указывается участником закупки в заявке и не подлежит изменению, то есть торги не проводятся.

    С участников закупки запрещено взимать плату за участие в закупке.

    Решение об отмене процедуры или внесение корректировок в извещение заказчик имеет право не позднее, чем за 2-а дня до окончания срока подачи заявок.

    Предложения от участников закупки должны приниматься до момента вскрытия конвертов. (актуально до конца 2021 года пока разрешен запрос котировок в бумажном виде).

    Часть 2-я статьи 78 44 ФЗ запрещает заказчику препятствовать присутствию на процедуре вскрытия конвертов, участников закупки, а при вскрытии конвертов заказчик обязан вести аудио и видеосъёмку в соответствии с частью 5 той же статьи. (актуально до конца 2018 года пока разрешен запрос котировок в бумажном виде).

    Отличие от других вариантов

    Основными отличиями запроса котировок от других видов закупок (аукцион, конкурс, запрос предложений) являются:

    • Максимальная сумма заказа по запросу котировок ограничена (500 тыс.руб.), тогда как конкурс или аукцион могут проводиться и на большие суммы.
    • Заказчик не имеет право проводить закупку аналогичных товаров и услуг на сумму более 500 000 руб. чаще, чем раз в квартал, для аукциона или конкурса таких ограничений нет.
    • Для участия в запросе котировок не нужна электронная цифровая подпись и аккредитация на торговой площадке, поучаствовать в аукционе без ЭЦП не получится.
    • Решающим фактором при выборе победителя запроса является цена, при других способах закупки решающим фактором может являться не только цена, но и опыт поставщика, качество продукции, список дополнительных услуг.
    • Поставщик товаров и услуг не может менять условия, предложенные в заявке, при проведении аукциона, требования можно менять с каждым шагом.

    Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок членами комиссии

    В течение одного рабочего дня после окончания подачи заявок, члены комиссии рассматривают на очном заседании заявки участников. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Членом комиссии может быть пользователь, не зарегистрированный на площадке, но обязательно имеющий электронную подпись.

    Если принимается решение отклонить какую-либо заявку, то обязательно должно быть указано обоснование этому отклонению. Комиссия присваивает порядковые номера не отклонённым участникам.

    Основания для отклонения заявки участника:

    • документы, предоставленные в заявке, недостоверные;
    • в заявке не предоставлена необходимая информация, документы;
    • не представили документы, которые требуются по нормативным актам в рамках нац.режима;
    • сам участник не соответствует требованиям;
    • отклонение заявки по правилу «третий лишний» и т.д.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *