Особенности заключения межнациональных браков что должны знать брачующиеся

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности заключения межнациональных браков что должны знать брачующиеся». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В большинстве интернациональных семей рождаются дети. Неизбежно возникает вопрос: гражданство какого государства получит появившийся ребенок? Бывает, что после регистрации отношений между русской женщиной и иностранцем, наследник появляется на свет на территории нашей страны. В этом случае он приобретает российское гражданство.

Когда ребенок рождается в другом государстве, то здесь необходимо изучить его законодательство. В настоящее время большинство европейских стран дает родившемуся право приобрести гражданство его родителя. Так, если папа – француз, то его сын или дочь от брака с россиянкой получает гражданство отца.

Если же закон такой страны устанавливает иные правила, то ситуация следующая: ребенок, родившейся у пары, один из которых – россиянин, вне пределов нашего государства, становится лицом без гражданства.

Следующие правила устанавливаются в отношении прав и обязанностей отца и матери, в том числе по обеспечению детей, в межнациональных союзах. Они определяются законодательством той страны, где семья имеет общее место проживания.

Когда семья проживает раздельно, необходимо руководствоваться законами той страны, гражданство которой имеют дети. При возникновении споров по алиментам, а также иным отношениям, может быть применена нормативная база того государства, где постоянно находится ребенок.

Число межнациональных браков: статистика в России и мире

Для России в силу исторических особенностей межэтнические союзы не являются редкостью. Статистика гласит, что в России межнациональные браки составляют 16,2 % в целом по стране.

Для городов этот показатель составляет 16,7%, а для сельских семей 14,7%.

Больше всего россиян вступают в брак с жителями Белоруссии — 22,1 % всех межнациональных браков, на втором месте россияне предпочли немцев — 21,6 %.

В браке с украинцами состоят 20,9 % россиян. 14,8 % связали свою жизнь с представителями Молдовы, а Удмуртии — 10,8 %. На азербайджанцах женаты или замужем 9,8 % семей, которые относятся к межнациональным бракам.

В США показатель межэтнических союзов составляет 17% — это каждая шестая пара. Для жителей Европы показатель межрасовых семей находится на уровне 15%. Причем 76 % браков между гражданами различных стран заканчиваются разводом.

Привыкание к новой среде

Шероховатости, неизбежные в адаптационный период, можно заметно сгладить, если быть мало-мальски подготовленным к смене социального и культурного пространства. А для этого необходимо как минимум уметь изъясняться на языке принимающей страны и ознакомиться с обычаями, которые могут резко отличаться от привычных с детства. Важная деталь: искреннее желание узнать, принять и полюбить новую для вас культуру- абсолютно необходимый ингридиент в алхимии будущего семейного счастья. Без него вполне возможно сохранить формальный брак, но абсолютно нереально построить живые и динамичные человеческие отношения ни с избранником, ни с ближайшим окружением. Ведь меняя страну пребывания, вы отдаляетесь от собственных родственников и друзей, ставя себя под угрозу пребывания в социальном вакууме.

Межнациональные браки. Плюсы и минусы – Знакомства – Домашний

Восток–Запад: два полюса любви Современный мир многообразен и разнолик. Далеко в прошлом остались времена, когда на другой конец света надо было добираться годами и человек проводил жизнь в основном там, где родился и вырос.

Путешествия и средства связи позволяют не только познакомиться с мужчиной из другой страны и другой культуры, но и легко и быстро завязать с ним романтические отношения.

Но скажется ли разница менталитетов?Сухие цифры статистики говорят, что в середине 90-х годов доля смешанных браков в Москве составляла 22%. А уже в середине 2000-х межнациональные союзы в столице составляли 58%.

Очевидно, что количество браков за последние десятилетия существенно возросли и продолжают расти. При этом межнациональную семью, как правило, в два раза чаще создают русские женщины, нежели русские мужчины.

Существуют как критики, так и сторонники подобных браков.

Особенности заключения межнациональных браков: что должны знать брачующиеся

На церемонии бракосочетания должны присутствовать оба лица, вступающих в брак.

Прочие религиозные обряды на территории нашей страны недействительны и юридической (законной) силы не имеют. В каждом отдельном государстве есть свои правила для лиц, вступающих в брак. Соответственно, граждане РФ соблюдают законодательные нормы России, а иностранные лица придерживаются правил, установленных на их родине.

Например, в нашей стране есть несколько ограничений:

  1. запрещено вступать в брак усыновителю и усыновленному.
  2. если супруги имеют родственные узы, законный союз между ними невозможен;
  3. зарегистрировать отношения нельзя, если одного из супругов суд признал недееспособным;
  4. брак не может быть зарегистрирован, если один из супругов уже замужем или женат;

Исследование межнациональных браков как одной из разновидности брака было очень популярно несколько лет назад, в период существования СССР, когда в его состав входили все республики и национальности. Рост численности межнациональных браков в этот период трактовался как показатель развития дружественных межнациональных отношений, а также как одна из характеристик этнической адаптации. В этот временной период также наблюдалась высокая степень репрезентативности источника, потому что графа «национальность» включалась в формуляры записи актов о браке (сейчас эта графа заполняется по желанию лиц, вступающих в брак). Это обстоятельство позволяло получать информацию о национальном составе брачных пар по всем регионам страны.

Наиболее активно в этот период исследовались межнациональные браки в союзных республиках (Казахстан, Туркменистан, Украина, Молдавия, Киргизия, Узбекистан и т.д.). Однако в современных условиях интерес к проблематике межнациональных браков заметно упал. Сегодняшние немногочисленные научные исследования представлены изучением межнациональных браков в автономных республиках в составе России (Башкортостан, Якутия, Ханты-Мансийский АО и т.д.).

А между тем, изучая и анализируя динамику, характер развития межнациональных браков в обществе можно не только глубоко понять социальную сущность межнациональных взаимоотношений между народами, но и иметь научное обоснование при разрешении межнациональных конфликтов, при формирование новых локальных субкультур, при исследовании взаимодействия этнических и социальных процессов. Особенно это относится к России, на территории которой близко друг к другу проживает большое и разнообразное количество национальностей, которые в процессе повседневной жизни достаточно тесно взаимодействуют между собой.

Читайте также:  Отчет ПМ (статистика): кто сдает и как заполнить

В нашей стране каждая шестая семья включает людей разных национальностей. Это один из ярких показателей дружественных межнациональных отношений, сложившихся в за годы сосуществования разных народов на территории современной России.

Развитие межнационального общения до революции сдерживалось экономическими, политическими и социально-культурными факторами. Так, например, в 1908 г. в Петербургской губернии производилось промышленной продукции на одного жителя в 15 раз больше, чем в Туркестанском крае, и в 4 раза больше, чем в Закавказье.

Соответствовал экономическому и культурный разрыв. По данным переписи 1897 .г., на территории России были грамотными 44% мужчин и 15% женщин, а в Узбекистане —5,6 и 1,2% соответственно. Из 105 высших учебных заведений, функционировавших в 1914— 1915 гг. в Российской Империи, 99 располагались в городах современной России, 5—в Прибалтике. На всю же остальную огромную территорию приходились только одни женские курсы, открытые в Тифлисе (старое название Тбилиси) в 1908 г.

Но разрыв в экономике и образовании был лишь платформой, на которой держались глубочайшие различия в образе жизни народов. И эти различия не ослаблялись, а лишь более четко ощущались, когда люди разных национальностей оказывались в ситуации непосредственного общения. Крупные индустриальные города—Петербург, Ревель (ныне Таллин), Киев, почти феодальные Ташкент и Самарканд, а северовосточнее—система отгонного скотоводства, которой несколько сот, а то и тысяч лет. Могли ли сочетаться браком представители столь разных в своей основе культур, даже если бы не было других барьеров?

А таких барьеров было предостаточно.

Были еще границы юридические и религиозные. Свод законов Российской Империи не допускал браков христиан с представителями другой веры. Но и другие религии «не оставались в долгу». Так, согласно мусульманской идеологии, запрещались браки с немусульманами. Правда, были возможны браки мужчин-мусульман с женщинами христианской и иудейской веры, а также с принадлежащими к некоторым религиозным сектам, но только при условии обращения их в мусульманство.

Многие слышали унизительный термин «инородец». К этой категории населения в прошлые времена относились народы Сибири и европейского Севера, большинство народов Поволжья и горцы Кавказа. Напомним, что термин «инородец» был не только обиходным, но и юридическим. Инородцы «по закону» лишались и тех немногочисленных прав, которыми пользовалось остальное население Империи. Способствовало ли такое положение развитию межнациональной брачности? Конечно, нет.

Но даже тогда, когда можно было бы преодолеть религиозные и юридические препоны, мало кто решался на подобный брак. Против межнациональных браков было и общественное мнение. Вспомните чеховскую пьесу «Иванов». Ее герой — русский дворянин — женат на крещеной еврейке. Он рассказал, что ради него она переменила веру, бросила отца и мать, ушла от богатства, и, если бы потребовалась еще сотня жертв, она бы принесла их, не моргнув глазом. Оказывается, межнациональный брак был подвигом!

Известны случаи, когда мусульманские фанатики убивали своих же соплеменников только за намерение жениться на женщине другой веры. Происходило и такое: в 1909 г. молодой таджик А. Адильбаев был посажен в тюрьму—«местный народный судья в действиях Ачильбая усмотрел грубое нарушение шариата и «за то, что он, Ачильбай, живет гражданским браком с русской женщиной», приговорил его к 6 месяцам тюрьмы». А оформить брак по религиозным канонам не позволяло местное духовенство и общественное мнение.

Из сказанного ясно, какой огромный переворот произошел с тех пор в устоявшейся системе межнациональных перегородок и взаимной неприязни. Ведь необходимо было преодолеть три барьера: юридический, экономический, культурно-психологический.

Уже через неделю после установления Советской власти в Центральной России была принята «Декларация прав народов России», отменявшая всякие национальные и национально-религиозные привилегии и ограничения и провозглашавшая равенство и суверенность народов России. На VIII и Х съездах партии обсуждались принципы организации многонационального социалистического государства, намечались конкретные меры помощи ранее угнетенным народам в развитии экономики, государственности, культуры. Огромное значение имело принятие ряда законодательных актов, запрещающих не только деятельность, нарушающую принципы равенства народов, по и любую пропаганду шовинизма. Эти акты нашли обобщенное выражение в Конституции СССР: «Граждане СССР различных рас и национальностей имеют равные права… Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав, установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, равно как и всякая проповедь расовой или национальной исключительности, вражды или пренебрежения—наказываются по Закону» .

О безусловной эффективности советской национальной политики в области формирования психологического климата межнационального общения говорят результаты специальных этносоциологических обследований, проводимых в стране с конца 60-х годов. Они показали, что абсолютное большинство населения нашей страны положительно относится к общению с людьми других национальностей.

Личные права и обязанности супругов

К личным правам и обязанностям супругов СК относит свободу выбора супругами рода занятий, профессии, места пребывания и жительства и некоторые другие права, а также обязанности супругов по отношению друг к другу. Положение о равенстве супругов в семье направлено на обеспечение и является продолжением конституционных норм, определяющих основы правового статуса в РФ: о равных правах и свободах мужчины и женщины и равных возможностях их реализации, о свободе выбора каждым гражданином места своего пребывания и жительства, рода деятельности и профессии, о заботе и воспитании детей как равных правах и обязанностях обоих родителей, о недопустимости отмены и умаления этих прав и свобод граждан. В соответствии с конституционными нормами СК РФ закрепляет за супругами право на свободу в выборе занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Эти права супругов тесно связаны с личностью каждого из супругов, и они не могут быть отменены или ограничены путем заключения соглашения между супругами. Если такие условия включены в брачный договор, они являются ничтожными, т. е. не имеющими никакой правовой силы. Обычно выбор занятий и профессии супругами согласовывается исходя в первую очередь из интересов семьи, но реализация данного права в жизни может быть причиной семейного конфликта, распада семьи и развода.

Читайте также:  Приложение "МОЙ ГАЗ"

Замуж за европейца: распространенные заблуждения и отношение к межнациональным бракам

Одним из самых распространенных заблуждений остается следующее: наши девушки, выезжающие вслед за новым мужем в одну из стран Европы, могут жить либо совсем плохо, как рабыни, либо очень хорошо, как королевы. Это две крайности, вряд ли полностью отражающие все варианты развития событий после заключения межнационального брака. То, что жизнь “за бугром” в целом богаче, чем здесь, не обозначает, что “богатые, зажравшиеся буржуи” будут использовать ваш рабский труд либо, наоборот, “купать в роскоши” без ожидания ответных действий.

Следующее (нелестное для иностранцев) заблуждение звучит так: только неудачники ищут жен за пределами своей страны. Это не правда, ведь в любой стране мира можно найти близких по духу, интересных людей.

В народе ходит слух иного характера: мол, обеспеченным иностранцам нужны только лишь молоденькие красавицы. Тоже вряд ли: в любовницы, может, такие девушки и нужны, но это характерно для всего мира, а вот в качестве будущей супруги отбор идет скрупулезный. Никому не хочется оставлять после развода половину состояния ветреной красотке, вскружившей голову и впоследствии обманувшей доверчивого мужчину.

В соответствии с древними предписаниями церковь и по сей день не венчает людей, которые принадлежат к разным конфессиям. Тем не менее, она признает такой брак законным.

Межконфессиональная семья не сможет найти баланс между двумя совершенно противоположными религиями.

Регулярно будут назревать конфликты из-за обрядов, традиций, разделения обязанностей и финансов, касательно воспитания детей и проведения воскресенья.

Серьезные разногласия могут возникать даже у представителей одного направления, не говоря уже о разных.

Православная церковь благословляет брак с представителем другой конфессии. Но предупреждает, что новоиспеченные супруги могут не выдержать ссор, скандалов и разногласий в семье на почве веры.

В каждой церкви, независимо от религии, существует свой порядок. Если влюбленные парень и девушка, принадлежащие к разным конфессиям, решили заключить брак, то они должны сообщить о данном решении своим родителям.

После получения благословения необходимо поговорить со своим пастором. Далее необходимо определиться, к какой церкви будут принадлежать будущие супруги. Обычно жена идет за мужем, но нередко бывают исключения.

Психология межрелигиозных браков



В данной статье поднимается очень актуальная в современном мире разнообразных религий – представление молодежи о межрелигиозных браках, которые становятся все более популярными. Люди забывают о придуманных стереотипах и выбирают своих супругов, не исходя от религии или мнения родителей, а полностью основываясь на своем мнении.

Ключевые слова: межрелигиозные браки, религия, современная молодёжь.

В настоящее время общество постепенно уходит от веры в Бога к атеизму и все чаще люди начинают заключать браки, не ссылаясь при этом на религию другого человека. Важно определить какие представления были у человека, будучи воспитанным в определенной традиции и то, на что он соглашается, заключая данного рода брак. Поскольку религия дает некоторые основы для воспитания ребенка, и следствием является то, что люди будучи представителями разных вероисповеданий являются также представителями разных менталитетов, что несет в себе трудности для дальнейшего построения отношений и счастливой супружеской жизни. Поэтому изучение основных причин и трудностей, возникающих в межрелигиозных браках, является очень актуальным шагом, который способен сократить уровень развод в таких семьях.

Из чего последовало выдвижение гипотезы: межрелигиозные браки не отличаются от браков, заключенных в одной религии, а основной причиной их распада является давление со стороны старшего поколения.

Для изучения вопроса была составлена анкета и были собраны данные :

Таблица 1

ВУЗ

Христианство

Ислам

Иудаизм

Буддизм

Атеизм

РНИМУ

МГЮА

РАНХиГС

Всего

По результатам данного опроса было выявлено отношение каждого представителя к другим религиям.

К сожалению, в последнее столетие появились либеральные организации, причисляющие себя к иудаизму (реформистский, консервативный, реконтруктивистский, гуманистический и прочие «иудаизмы»), которые выражают готовность признать легитимность смешанных браков. Даже правительство Израиля, которое в прошлом отнеслось к смешанному браку одного из израильских дипломатов за рубежом как к принципиальной проблеме, сегодня не видит в этом ничего предосудительного, и такие браки в наши дни стали распространённым явлением в дипломатических кругах.

В США, согласно опросам, более 80% брачных союзов, заключенных светскими евреями, — смешанные браки. И в Европе сегодня действует сила, более разрушительная чем антисемитизм. Европейское еврейство медленно, но верно исчезает с лица земли, и одна из причин тому — смешанные браки.

Согласно данным Еврейского университета в Иерусалиме, в начале 2002 года в Западной Европе проживало немногим более 1 миллиона евреев. Почти 80 процентов европейского еврейства приходилось на Францию и Великобританию, которые издавна считаются центрами самых многочисленных и процветающих еврейских общин. Численность как французского, так и британского еврейства неуклонно падает и, согласно научным прогнозам, в течение ближайших 75 лет, по сравнению с теперешней ситуацией, уменьшится вдвое.

В небольших еврейских общинах, разбросанных по всей Европе, тревожные тенденции проявляются еще ярче. Например, в Ирландии за одно десятилетие евреи потеряли половину своей общей численности. Возможно, через некоторое время в Европе просто не останется евреев, и некого будет защищать от антисемитских нападок.

В период существования СССР браки между русскими и евреями стояли на втором месте среди межнациональных браков Советского Союза и составляли 11% от общего числа смешанных браков. По статистике начала 21-го века, русско-еврейские смешанные браки не вошли в число наиболее распространенных, но дело здесь, скорее, не в положительной тенденции, а в отмене «пятой графы» и массовой эмиграции.

Смешанные браки во всем мире представляют собой проблему для еврейского народа. Они заметно увеличивают процент несчастных семей и порождают сбитую с толку молодежь. Они также приводят к сокращению еврейского населения в целом. Но самое главное — вступающие в браки с неевреями демонстрируют отказ от особой святости еврейского народа и бегство от его Б-жественной миссии.

Немного истории и теории

Межнациональным браком называется форма задокументированного союза между двумя людьми противоположного пола, относящимися к разным этническим группам. В современном мире это распространённое явление, которое уже давно никого не удивляет, но так было не всегда.

В Южно-Африканской Республике смешение кровей людей разных этносов долгое время было строго запрещено и преследовалось законом. На правительственном уровне была закреплена расовая сегрегация, называемая апартеидом. Разрешение на образование межэтнических союзов в Республике было дано лишь с 1985 года.

Читайте также:  Госпошлина. Тарифы на услуги, оказываемые отделом ЗАГС

В Соединённых Штатах Америки табу на заключение браков между представителями разных этнических групп долгое время было определено антиметисационными законами. Отменённый законодательно в 1967 году, запрет ещё долгое время существовал на бытовом уровне и в сознании людей.

В современном мире, где границы расовые, культурные, религиозные и иные становятся порой всё более размытыми, а догмы всё более либеральными, отношение к таким смешанным бракам кардинально поменялось: теперь никто не находит их чем-то противозаконным или странным.

Обозревая плюсы и минусы межэтнических брачных союзов, социологи сходятся во мнении, что отрицательных сторон всё же больше. В этом вопросе нет места расизму и прочим проявлениям нетерпимости, во внимание берутся лишь сухие факты и статистика. Несмотря на это, глобально плюсы у таких браков несомненно есть, и вот основные из них.

  1. Развитие толерантности в обществе. Люди, пребывающие в смешанных союзах, изнутри понимают, что этнокультурные отличия не делают людей лучше или хуже.
  2. Такие союзы благоприятствуют развитию межкультурной коммуникации и интеграции.
  3. Разрешение межгосударственных правовых столкновений.
  4. Стимулирование социальной, исторической заинтересованности по отношению к другим народам.

Особенности и перспективы развития законодательства России и иностранных государств в сфере трансграничных браков

Политика России в отношении народов, столетиями проживающих на ее территории, не исказила логики их правового развития. Это проявилось в становлении в XIX в. феномена правового многообразия — государственного узаконивания традиционных правовых образований (адатов и шариата) и использовании их в регулировании отношений в этническом социуме параллельно с российским правом в процессах динамики ее государственности. Присоединение к России и интеграция инонационального права — это процесс, обусловленный, с одной стороны, становлением российской государственности, с другой — общественно-политическим развитием ее народов1.

В первой половине XIX в. была впервые оформлена система российского права, дожившая в своей основе до последних дней Российской империи. Характерной чертой правовой системы России явилось включение в нее систем права тех государств и народов, которые к ней присоединились. Тем самым обеспечивался учет региональных и национальных особенностей населения империи2.

Правовая культура России — это сложный по своим истокам, интегрированный социальный феномен, воспринявший в себя правовые традиции многих народов3. Адатское и мусульманское право народов Российской Федерации является частью российской правовой действительности на протяжении многих столетий.

Подробное изучение российской правовой системы на общетеоретическом уровне обусловлены качественно новой ситуацией, в которой в настоящее время находятся Российская Федерация и международное частное право4. В связи с различием в иностранных государствах подходов к объему правового регулирования внутренних брачных отношений и выходящих за пределы отечественного государства и права возникает необходимость изучения всей совокупности брачных отношений, требующих правового урегулирования как внутри страны, так и вне ее с целью защиты прав своих граждан. Российское законодательство, как любое светское законодательство, не регулирует, в отличие от мусульманского права, охватывающего практически все стороны жизни человека, духовные отношения, связанные с браком. Мусульманскому праву свойственно повышенное внимание не только к общеюридическим вопросам, но и к морально-нравственным нормам, выполнение которых является желательным, но за невыполнение которых не предусмотрено какой-либо ответственности. В связи с этими положениями новый геополитический статус Российской Федерации требует комплексных исследований правового строя России как целостного, самостоятельного явления, отражением которого в науке выступает категория правовой системы1.

Историко-правовой анализ процессов динамики российских правовых систем требует в настоящее время изучения типологических характеристик и различий правовых культур в России и нуждается в углублении и развитии на основе широкого социокультурного подхода, рассматривающего право как составную часть национальной и духовной жизни. Право, как воплощение общественного согласия, как средство реализации принципов свободы, справедливости, равенства, представляет собой важнейший фактор обеспечения стабильности внутригосударственной жизни во всех сферах. Очевидно, что анализу российской правовой действительности необходим подлинно гуманитарный подход с позиций культурных традиций, объединение разобщенных и противопоставлявшихся друг другу периодов жизни национального права. Такое осмысление проблемы позволит увидеть в отечественном правовом мире феномен юридического плюрализма, имеющий свои закономерности развития и применения3.

Мусульманское право — не чуждое для России явление. Это неотъемлемая часть российской истории и культуры, образ жизни миллионов граждан, для которых Российская Федерация — родной дом. Однако необходимо осознавать, что ислам — не только религия, но и особая цивилизация и культура. В рамках этой культуры сформировалось богатое идейное наследие, включающее и политико-правовые концепции1.

Мусульманское право в своей основе сложилось и оформилось в VII -X вв. в Арабском халифате, существовавшем до XIII в. Границы халифата определились к середине VIII в. и в разное время в его состав входили Азербайджан, Аравия, Армения, Афганистан, Средняя Азия, Северная Африка, Сирия, Грузия, Египет, Северная Индия, Ирак, Иран, Испания, Кипр, Крит, острова Сардиния, Сицилия, и др. Образование Арабского государства связано с возникновением новой религии — ислама, означающего в переводе «покорность». Основателем её стал пророк Мухаммед (около 570-632 гг.) . Одновременно с возникновением Арабского халифата сформировалось и его право, ставшее важнейшей частью ислама, включающего теологию (предписания, догматы культа) и шариат (араб. шариат — «надлежащий путь», «дорога к источнику», «путь следования»), то есть правила поведения для верующих о должном и недозволенном поведении с целью обретения райского существования после смерти. В соответствии с положениями ислама шариат ведет сове начало от единственного главенствующего божества — Аллаха, породившего шариат и посвятившим в его законы всех членов арабского общества через своего посланника и пророка Мухаммеда3.

Мусульманское право возникло как часть шариата, представляющего собой свод законов мусульманского права, содержащего религиозные, нравственно-этические и правовые нормы, не разграничивая религию, мораль и право. Представляя слитность религиозной и светской власти, шариат включает в себя право, морально-нравственные категории, а также предписания мусульманского культа — регламентацию молитв, соблюдение постов, праздников, и выполнение иных обязанностей мусульманина.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *