Забота о будущем. Что такое накопительная пенсия и с чем ее «едят»?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Забота о будущем. Что такое накопительная пенсия и с чем ее «едят»?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).

Работодатели перечисляют в Пенсионный Фонд России (ПФР) страховые взносы — 22% от вашей заработной платы. Эти 22% не вычитаются из вашей зарплаты и не имеют отношения к НДФЛ (13%), а уплачиваются за счет работодателя.
До 2014 года 22% распределялись между страховой (16%) и накопительной пенсией (6%). А с 2014 года накопительная пенсия «заморожена», и все 22% идут на страховую пенсию.

Управлять можно только накопительной пенсией — той суммой, которую успели накопить до «заморозки». Например, перевести свои накопления в НПФ или оставить в ПФР.

Страховой пенсией управляет ПФР, складывается она из фиксированной и переменной частей. С 2015 года переменная часть формируется в баллах – это 16% взносов из 22%, уплачиваемых работодателем от заработной платы работника. А 6% не переводятся в баллы и идут на формирование фиксированной выплаты.

Есть условия, при выполнении которых назначается пенсия. У вас должен быть минимально установленный трудовой стаж и минимальное количество накопленных баллов. Если вы планируете выйти на пенсию с 2025 года и после стаж должен быть 15 лет, а количество баллов — 30. Минимальные требования для других лет приведены в таблице:

Год Минимальный страховой стаж Минимальное количество баллов
2016 7 9
2017 8 11,4
2018 9 13,8
2019 10 16,2
2020 11 18,6
2021 12 21
2022 13 23,4
2023 14 25,8
2024 15 28,2
2025 и позднее 15 30

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Читайте также:  Оценка эффективности персонала: методы и критерии оценки

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

У кого формируются пенсионные накопления?

Накопительная пенсия может формироваться у людей 1967 года рождения и моложе. При этом они имеют право одновременно и на страховую, и на накопительную пенсии. Страховые взносы на накопительную пенсию уплачивались в системе обязательного пенсионного страхования с 2002 по 2014 год.

«Еще они формируются у мужчин, рожденных в 1953-1966 годах и женщин 1957-1966 года рождения, за которых в период с 2002 по 2004 год уплачивались страховые взносы на накопительную пенсию. Иными словами, работавших в этот период. С 2005 года эти отчисления были прекращены из-за корректировки законодательной базы. Таким образом, у читательницы Марии Кизляковой, рожденной в 1959 году могут быть сформированы накопления», — отмечает Оксана Аханова.

Пенсионное обеспечение в СССР

Советская власть, позиционировавшая себя как рабоче-крестьянская, не слишком торопилась с пенсионным обеспечением трудящихся. «Положение о пенсиях и пособиях по социальному страхованию» впервые было принято в СССР в 1930 году. Возраст выхода на заслуженный отдых (актуальные до сих пор 60 лет для мужчин и также действующие ныне 55 для женщин) установлен в 1932-м, и лишь тогда право на пенсию было предоставлено рабочим всех отраслей промышленности.

Закон о пенсиях приняли только в 1956 году, а крестьяне, работавшие в колхозах, получили право на пенсионные выплаты и того позже — в 1964-м.

Читайте также:  Военные училища для девушек: список, рейтинг, специальности

Максимальная пенсия в СССР составляла всего 120 рублей. Какую бы высокую зарплату ни получал рабочий или крестьянин в работоспособном возрасте, крупные пенсионные выплаты ему не полагались. Средняя пенсия в тот период — всего 67,50 руб.

Базовая и минимальная пенсия

Помимо страховой и накопительной составляющей, законом от 2002 года предусмотрена также базовая пенсия — ее размер на момент выхода закона составлял всего 450 рублей в месяц. Условие получения на конец 2017 — только наличие паспорта (выдается также безработным и бездомным). Размер базовой пенсии в 2017 году 4,824.3 рубля, причем для пенсионеров старше 80 лет эта сумма в два раза выше. Выплачивается из средств бюджета.

Необходимо понимать, что размер базовой и минимальной пенсий — это разные величины. Размер минимальной пенсии — для России не официальный термин, а бытовое понятие. Это величина, однако, не должна быть меньше прожиточного минимума, который рассчитывается согласно Федеральному Закону №134-ФЗ от 24.10.1997 года (закон «О прожиточном минимуме в РФ»). Если Пенсионным фондом гражданину назначается слишком маленькая пенсия, устанавливается федеральная либо региональная доплата.

Величина прожиточного минимума, а значит и минимальная пенсия по регионам разная — например, в Санкт-Петербурге гораздо выше, чем в Кабардино-Балкарии либо Ингушетии. Интересно, что на 2017 год максимальное значение прожиточного минимума для пенсионеров было не в Москве, а в Камчатском крае — около 14 650 рублей, что примерно на 3 000 рублей выше московского показателя.

Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам формирования пенсионных накоплений» был введен мораторий на формирование накопительной пенсии, т.е. 6% полагающихся процентов из общей суммы взносов стали отправляться на формирование страховой пенсии. По оценкам министерства финансов РФ такие меры позволили сэкономить бюджету в 2016 году около 344 млрд. рублей. За счет сокращения трансферта ПФР в 2017 году этот показатель достигнет 412 млрд. рублей.

Введение моратория никак не повлияет на размеры будущей пенсии. По заявлению Председателя Правления ПФР А.В. Дроздова все взносы граждан фиксируются в виде пенсионных прав на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде.

Таким образом, возможность выбора варианта пенсионного обеспечения была до 31 декабря 2015 года для лиц 1967 года и моложе. Если такой выбор не был сделан, то страховые взносы автоматически стали отправляться на формирование страховой пенсии. Граждане, которые выбрали вариант формирования и страховой и накопительной пенсии, из-за моратория сейчас делают взносы только на страховые пенсии.

Какой вариант пенсионных накоплений выбрать

Кому больше подходит страховой вариант пенсионных накоплений? Людям, которые привыкли действовать по проверенным годами схемам, без лишних волнений и рисков для своих инвестиций в благополучную старость. В данном случае подразумевается, что отчисления в размере 16 %, которые регулярно делает работодатель из фонда зарплаты персонала, будут храниться в госбюджете до тех пор, пока гражданин не достигнет возраста, дающего право на получение пенсии.

Это стандартная государственная схема пенсионных выплат в старости. Она рассчитана на людей, которые не стремятся слишком глубоко вникать в суть вопроса и искать дополнительные варианты для собственной выгоды.

Главное преимущество страховой пенсии – гарантии государства на ее ежегодную индексацию. Об этом следует помнить, определяясь с вариантом накоплений.

От вашего выбора в пользу страховой или накопительной пенсии зависит также, сколько в итоге пенсионных баллов вы наберете. Остановившись на варианте только страховой пенсии, максимум, на который можно рассчитывать, – 10 балов. Вариант комбинации страховой и накопительной пенсии даст вам, самое большое, 6,25 баллов.

Минусами страховой пенсии принято считать следующее:

  • ее невыгодно формировать частным предпринимателям и тем, кто работает неофициально: страховая пенсия – это процент от официального заработка;
  • на объеме страховых взносов негативно сказывается незаинтересованность работодателя в росте отчислений, из-за которой он оформляет сотрудников на минимальную ставку;
  • право распоряжения средствами на пенсионном счете наступает лишь после достижения гражданами пенсионного возраста;
  • величина государственной пенсии с учетом низкой доходности не «дотягивает» до размера стандартного прожиточного минимума в России.

Порядок выплаты пенсионных накоплений

Пенсионные накопления можно получить несколькими способами вместе со страховой ежемесячной выплатой или с пенсией по государственному обеспечению.

  • Как и любое другое пенсионное обеспечение, выплату накопительной пенсии может осуществлять Почта России. При этом гражданин вправе оформить доставку на дом.
  • Специальные организации, осуществляющие доставку пенсий, также могут предложить свои услуги по доставке денежных средств на дом. Список таковых имеется в территориальном органе ПФР.
  • Также можно оформить получение денежных средств через банк, тогда деньги будут перечисляться на банковский счет или карту.

Более удобный способ для себя выбирает сам пенсионер. Также гражданин вправе изменить способ доставки, предварительно поставив в известность территориальный орган ПФР.

Получать денежные средства может как сам пенсионер, так и его доверенное лицо при наличии соответствующей доверенности.

Кому положена накопительная пенсия

Начиная с 01.01.2015, накопительная и страховая части российской пенсии разделены. Накопительная не тратится на текущие выплаты, а собирается на личном счете плательщика. Накопления положены следующим категориям:

  1. Работающим гражданам, родившимся в 1967 г. и позже, из уплаченных работодателем взносов в ПФР с 2002 по 2014 г.
  2. Мужчинам и женщинам, родившимся с 1953 по 1966 г. и с 1957 по 1966 г. соответственно. Речь о суммах, которые работодатели отчисляли на накопительную пенсию.
  3. Тем, кто принял участие в Программе софинансирования пенсий.
  4. Тем, кто использовал материнский капитал для формирования своей пенсии.
Читайте также:  Налогообложение продажи дома с земельным участком

Зачем власти заморозили накопительную часть пенсии

По официальной версии, озвученной для прессы, целью заморозки стало избавление системы от мошенников. Некоторые недобросовестные предприниматели использовали накопления в качестве источника дешевых денег. Предприниматели покупали НПФ, а полученные от вкладчиков средства инвестировали в рискованные проекты. В результате несколько таких частных фондов стали банкротами. Государство вернуло номинальную часть накоплений обманутым вкладчикам, но не инвестиционный доход, который был положен за это время.

Эксперты утверждают, что в 2013 г. бюджет ПФР насчитывал триллионный дефицит. Отчисления от трудоспособных граждан не могли покрыть сумму выплат, положенных пенсионерам. Чтобы исправить ситуацию, накопительную часть заморозили, а новые отчисления направили в страховую часть. Спустя несколько лет повысили пенсионный возраст.

Чем они отличаются друг от друга?

В чем разница, между базовой накопительной и страховой пенсии? Отличие страховой пенсии от накопительной в следующем: страховые выплаты никак не зависят от действий гражданина. Их доля в общем объеме перечислений от работодателя устанавливается регламентом ПФР и не может быть изменена по желанию клиента.

Накопительная часть представляет собой выплаты в размере 6%, на которые может повлиять сам гражданин. Их формирование будет складываться исходя из его выбора. В случае перевода средств в негосударственную пенсионную компанию они подлежат индексированию согласно доходу НПФ. Если клиент откажется от перевода накопительной части пенсии, то деньги останутся на счете в ПФР. Дальнейшая их судьба зависит от текущих обязательств перед бюджетниками, пенсионерами или другими выгодоприобретателями.

Отличия между страховой частью пенсии и накопительной

Основным различием является порядок расходования страховой и накопительной составляющих пенсионного пособия. В отличие от двух других, накопительная часть денежных взносов не входит в распоряжение государства. Хозяин вклада имеет возможность передать её в распоряжение управляющей фирмы пенсионного фонда России (Внешэкономбанку) или другой финансовой организации, имеющей право на формирование пенсии. Но это в том случае, если он ей доверяет и желает значительно повысить размеры своих выплат при окончании своей рабочей деятельности.

Специалисты заявляют про то, что на протяжении десяти пятнадцати лет в пенсионном фонде образуется дефицит денежных средств и возможны сбои с выплатами, в следствии чего пострадает непосредственно страховая часть пенсии, потому что она не сохраняется на персональных счетах людей. Поскольку в конкретный момент дефицита, финансы употребляются с целью возможности необходимых выплат людям пенсионного возраста. Именно в следствии этого, государство пытается привлечь население к более позднему выходу на заслуженный отдых и формированию накопительной составляющей вкладов за счёт страховой части.

Необходимо чётко осознавать, что страховая часть пенсии — это вклады, используемые государством и не предусмотренные для получения дополнительного инвестиционного дохода!

Надо заметить, что пенсионер имеет возможность полностью или частично отказаться от начисления и выплаты страховой части пенсионного пособия.

Как производится выплата накопительной части

Претендовать на получение накопительной суммы могут только граждане, достигшие пенсионного возраста. Гражданину нужно обратиться с заявлением и пакетом документов в ту организацию, где хранятся его накопления. Узнать, куда именно было подано заявление, можно через портал Госуслуг или в Пенсионном фонду по месту жительства.

Федеральный закон №424 от 28 декабря 2013 года закрепляет право наследования накопления по закону или договору в случае, если гражданин умирает до момента возможности их получения. Наследником может стать любой гражданин, если он указан в договоре.

Если заявление о распределении денежных средств не было составлено, то средства наследуются в соответствии с нормами закона между родственниками в равных частях.

Важно обратить внимание! Средства по материнскому сертификату в этом случае подпадают под исключение. Они распределяются на основании положений Федерального закона № 256.

Получить средства с накопительной пенсии можно в том случае, если застрахованный гражданин умер до того момента, как ему была назначена пожизненная выплата.

Что такое накопительная пенсия

Это накопления, состоящие из страховых взносов работодателя и дохода от их инвестирования. То есть это часть пенсии, которой гражданин распоряжается самостоятельно, выбирая негосударственные пенсионные фонды. Деньги, переданные НПФ, будут инвестироваться.

Особенностью этих отчислений является то, что каждый человек вправе сам решить, сколько отчислять — 2 или 6% дохода. Отчисления делаются добровольно. Для этого пишут соответствующее заявление на имя работодателя. Также необходимо заключить договор с НПФ или управляющей компанией, куда и будут перечисляться проценты с заработка.

Еще одна особенность – это возможность наследования денежных средств. То есть если человек, производивший отчисления в НПФ, умер раньше, чем смог получить деньги, это вправе сделать его наследники.

Формированием такого вида пенсионных выплат занимаются:

  • ПФР;
  • управляющая компания;
  • негосударственный пенсионный фонд.

ВАЖНО!
До конца 2023 формирование приостановлено, и взносы полностью направляются на финансирование страховой пенсии (Федеральный закон № 405-ФЗ от 08.12.2020).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *