Дознание как форма предварительного расследования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дознание как форма предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом, начальник отдела дознания может вынести отдельное постановление об осуществлении дознания группой дознавателей или указать это в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Дознание в сокращенной форме не должно превысить срок в 15 дней, со дня вынесения постановления о его производстве в сокращенной форме. Также как и при производстве дознания в общем порядке прокурор легко этот срок продлевает. До 20 дней — когда необходимо пересоставить обвинительное постановление, а в виду большого объема следственных и иных процессуальных действий, в установленный срок это сделать якобы не представляется возможным.

Дознаватель о каждом продлении срока дознания обязан в письменном виде уведомить об этом подозреваемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя. Но этого не происходит, следователи во время предварительного следствия, дознаватели во время производства дознания обычно никогда не уведомляют никого, да и зачем им это?

Наказания за это не предусмотрено, на практике они даже выговор не получат, это в порядке вещей. Дознание в сокращенной форме всегда может быть прекращено и продолжено уже в общем порядке. В этом случае срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.

Понятие, значение и виды общих условий производства предварительного расследования

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

В целях упорядоченности расследования уголовных дел УПК РФ установлена система правил, распространяющихся на все процессу­альные решения и действия дознавателя и следователя.

Данные пра­вила, сформулированные законом в соответствии с принципами уго­ловного судопроизводства, регламентируют наиболее существенные стороны досудебного производства. Их принято называть общими условиями. Общие условия производства предварительного расследования закреплены в главе 21 УПК РФ с одноименным названием.

Общие условия предварительного расследования — это закреплен­ные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования (за не­которым исключением, в частности, при сокращенном дознании — гл. 32.1 УПК).

Указанные условия предварительного расследования:

    1. выражают его характерные черты и
    2. опре­деляют существенные требования, предъявляемые к порядку произ­водства следственных действий и принятию решений.

Общие усло­вия предварительного расследования распространяются на всю деятель­ность, именуемую расследованием.

Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Формы предварительного расследования (предварительное следствие и дознание)

В соответствии со ст. 150 УПК РФ формами предварительного расследовании являются предварительное следствие и дознание. Правильное определение того, предварительное следствие или дознание должны проводиться по тому или иному преступлению — важнейшая предпосылка законности дальнейшего производства по уголовному делу.

Предварительное следствие

Предварительное следствие, регламентированное гл. 22 УПК РФ, основная форма предварительного расследования. Это объясняется тем обстоятельством, что оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, так как по ним производится дознание.

Предварительное следствие представляет собой систему процессуальных действий и решений следователя, которые состоят в принятии уголовного дела к производству, выполнении следственных и иных процессуальных действий, предъявлении обвинения, применении мер процессуального принуждения, приостановлении и окончании предварительного следствия, а также исполнении итоговых решений по уголовному делу.

Формы предварительного расследования заключаются в предусмотренном законом порядке установления обстоятельств преступления на досудебном этапе уголовного судопроизводства.

Согласно части 1 ст. 150 УПК РФ к формам предварительного расследования относится предварительное следствие и дознание. Но законом в ч. 4 ст. 415 УПК предусматривается еще одна форма предварительного расследования в виде расследования иных новых обстоятельств – обстоятельств, предусмотренных п. 3 ч. 4 ст. 413 УПК[3].

Предварительное следствие характеризуется, в первую очередь, нормами законодательства об уголовном судопроизводстве, которые служат для определения порядка производства данного вида предварительного расследования (ст. ст. 162-170 гл. 22 «Предварительное следствие» и иные).

Предварительное следствие является расследованием преступления следователем (ст. ст. 5, 38, 39, 150, 151 и др. УПК). Оно относится к превалирующей форме предварительного расследования, по причине производства по подавляющему большинству преступлений. Часть 2 ст. 151 УПК перечисляет преступления, по которым обязательно производство предварительное следствие.

Дознание является предварительным расследованием по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия является необязательным (п. 8 ст. 5 УПК). Часть 3 ст. 150 УПК перечисляет уголовные дела, по которым производится дознание. Характеристикой данной формы предварительного расследования является и осуществление его дознавателями (ст. 40, п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК), «дознавателем (следователем)» — п. 8 ст. 5, п. 1 и п. 8 ч. 3 ст. 151 УПК, а также следователями прокуратуры (п. 7 ч. 3 ст. 150 УПК).

В УПК обозначены компетенции следователей и дознавателей различных ведомств в области расследования преступлений, установлены, следователи и дознаватели, которые расследуют то или иное преступление, и их подследственность (ст. 151 УПК).

На определение подследственности влияет совокупность признаков преступления, от которой зависит расследование его соответствующим следователем или дознавателем.

Признаки состоят:

— в категории преступлений и их видах (предметном, родовом признаке);

— в месте его совершения (территориальном, местном признаке);

— в субъекте преступления (персональном признаке[4]).

Предметный (родовой) признак отражает квалификация преступления. С его помощью определяется необходимость проведения предварительного расследования. При обязательности проведения предварительного расследования необходимо определение формы его проведения. При проведении в форме предварительного следствия, определяется следователь определённого ведомства, при форме дознания, определяется дознаватель или следователь. Затем принимается во внимание место совершения преступления и, наконец, лицо совершившее преступление.

Читайте также:  Как называется цвет формы сотрудников МВД России?

Предварительное следствие производят по уголовным делам о преступлениях, которые отражены в ч. 2 ст. 151 УПК:

— п. 1 — следователи прокуратуры;

— п. 2 — следователи органов федеральной службы безопасности;

— п. 3 — следователи органов внутренних дел Российской Федерации;

— п. 5 — следователи органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно ч. 4 ст. 151 УПК следователи органов федеральной службы безопасности производят предварительное следствие также по уголовным делам о преступлениях, оговоренных в ст. 275 (государственная измена), в ст. 276 (шпионаж), в ст. 283 (разглашение государственной тайны) и в ст. 284 (утрата документов, содержащих государственную тайну) УК, преступлениях, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подп. «в» п. 1 ч. 2 статьи (должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, органов внутренних дел РФ и др.).

По уголовным делам о преступлениях, перечисленных в ч. 5 ст. 151 УПК, предварительное следствие может производить также следователь органа, которым выявлены эти преступления.

Разграничение подследственности дознавателей производится согласно части 3 ст. 151, которая указывает, кто расследует преступления:

— дознаватели (следователи) органов внутренних дел Российской Федерации, а также органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

— дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности;

— дознаватели органов службы судебных приставов, таможенных органов Российской Федерации, органов Государственной противопожарной службы.

При установлении следователем или дознавателем уголовное не подследственности дела им, производятся неотложные следственные действия, и дело передаётся прокурору для направления по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК).

К общему условию предварительного расследования относится место производства предварительного расследования. Согласно ст. 152 ч. 1 УПК местом предварительного расследования является место совершения деяния, содержащего признаки преступления. Таким местом может быть место происшествия – дом, квартира, улица, дорога, местность и т.п., населенный пункт, район, область, на территории которых произошло событие преступления. Местом проведения предварительного расследования может быть место окончания преступления (ч. 2 ст. 152 УПК), место совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них (ч. 3 ст. 152), местонахождение обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152[5]).

Предварительное расследование производится по месту работы, а именно учреждение, в котором работает следователь или дознаватель. По закону (ст. 153 УПК) уголовные дела могут соединяться в одно. Такое соединение происходит при совершении лицом нескольких преступлений, места возбуждения уголовных дел о которых разные, и время разное и различные субъекты. Возможно соединение уголовных дел в отношении нескольких лиц, совершивших одно или ряд уголовно наказуемых деяний в соучастии. Могут быть объединены дела в отношении лица, обвиняемого в заранее не обещанном укрывательстве преступлений, с основным делом.

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (ред. от 14.04.14) // Российская газета. – 2009. – № 7.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (от 08.03.2015) // Российская газета – Специальный выпуск. – 2001. — № 2861.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.10.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1996. № – 25. Ст. 2954.

Вопрос 12. Виды дознания и особенности производства дознания

Дознание как вид процессуальной деятельности по расследованию преступления осуществляется только по возбужденному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия решения на дознании, а распространяет на них правила производства предварительного следствия, за некоторым исключением (ст. 119, 120 УПК). Закон предусматривает два вида дознания (ст. 118 УПК), а именно: 1.Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 119 УПК).

2.Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 120 УПК).

Дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно. В соответствии с ч. 1 ст. 119 УПК при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Статья 119 относит к числу следственных действий, которые в качестве неотложных может производить орган дознания, осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

Законом СССР от 12 июня 1990 г. «О внесении изменений и дополнений в ст. 29 Основ» перечень неотложных следственных действий, производимых органом дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно, дополнен прослушиванием телефонных и иных переговоров, наложением ареста на имущество и в случае необходимости назначением экспертизы.

К неотложным следственным действиям относятся такие действия по обнаружению и закреплению доказательств, которые совершаются по «горячим следам», т. е. незамедлительно, так как промедление с их производством может повлечь исчезновение, порчу, утрату, фальсификацию доказательств. Перечень следственных действий, которые органы дознания вправе производить в качестве неотложных, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что по делам, по которым предварительное следствие обязательно, органы дознания не вправе производить другие следственные действия.

Практика органов предварительного расследования показывает, что законодательство, регламентирующее полномочия органов дознания по производству неотложных следственных действий, нуждается в совершенствовании. В законе следовало бы закрепить общее правило, согласно которому органам дознания предоставлялось бы право производить следственные действия по установлению и закреплению следов преступления, которые окажутся неотложными в конкретном деле, т. к. нельзя заранее определить, какое действие явится неотложным в том или ином случае. Разумеется, речь идет о тех следственных действиях, которые направлены на отыскание, собирание, закрепление доказательств «по горячим следам».

В целях обеспечения прокурорского надзора за законностью орган дознания обязан немедленно уведомить прокурора об обнаружении преступления и начатом дознании (ст. 119 УПК). В соответствии со ст. 121 УПК дознание в этой форме должно быть закончено не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлению этот срок не подлежит. Прокурор может дать указание о направлении дела следователю и до истечения десятидневного срока. Если орган дознания выполнит неотложные следственные действия ранее этого срока, он обязан немедленно направить дело следователю, не ожидая указания прокурора или истечения десятидневного срока.

После того как дело передано следователю, орган дознания действует по нему в зависимости от результата проведенного дознания. Если в ходе дознания было обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания может производить розыскные или следственные действия по делу только по поручению следователя. Если лицо, совершившее преступление, в ходе дознания установить не представилось возможным, орган дознания и после передачи дела следователю обязан продолжать оперативно-розыскные мероприятия для установления преступника, уведомляя следователя об их результатах (ст. 119 УПК).

Читайте также:  Новое в налоговом законодательстве с 2023 года

Предварительное расследование – стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и направления дела в суд.
Сущность предварительного расследования как стадии уго­ловного процесса заключается в том, что это промежуток вре­мени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность.
Задачи стадии ПР:
Общие:
защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления;
защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод;
отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию.
Специфические:
привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого;
выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
обеспечение гражданского иска;
подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде.
Значение стадии ПР:
в ней реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания путем установления обстоятельств преступления и лица, его совершившего;
в этой стадии появляется важнейший участник процесса- обвиняемый;
в данной стадии готовятся материалы, которые являются предметом рассмотрения в судебном заседании.

Особенности производства дознания

Дознание — это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно.

В отличие от предварительного следствия дознание обладает следующими особенностями, которые можно объединить в три группы: 1) условия для производства дознания; 2) субъекты дознания; 3) средства дознания (сами упрощенные процедуры расследования).

1. Условия для производства дознания делятся на:

• материально-правовое — небольшая общественная опасность преступления (как правило, небольшая или средняя тяжесть преступлений — ч. 3 ст. 150 УПК);

• процессуальное — небольшая сложность расследования, выраженная в том, что дознание проводится по делам, возбуждаемым в отношении конкретных подозреваемых (ч. 2 ст. 223 УПК). По делам о невменяемых обязательно предварительное следствие (ч. 1 ст. 434 УПК).

Порядок производства дознания такой же, как и предварительного следствия, за исключением некоторых изъятий, установленных главой 32 УПК.

Срок дознания — 30 суток. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток.

Приостановленное дознание может быть возобновлено на основании постановления прокурора либо начальника подразделения. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев. В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему военным прокурором до 12 месяцев.

Нюансы обжалования на стадии предварительного расследования

29 января состоялся очередной вебинар Федеральной палаты адвокатов, направленный на совершенствование профессионального мастерства адвокатов. С очередной лекцией по программе курса «Практические аспекты реализации Стандарта осуществления адвокатом защиты в уголовном судопроизводстве» выступил советник ФПА член Совета АП г. Москвы, к.ю.н. Евгений Рубинштейн.

На этот раз лекция была посвящена вопросам участия адвоката-защитника при обжаловании действий (бездействия) и решений на стадии предварительного расследования, сообщает пресс-служба ФПА. Спикер рассказал, когда из тактических соображений целесообразно обжалование действий (бездействия) и решений следователя руководителю следственного органа, а когда – прокурору, и какие приемы использовать.

Говоря о ведомственном обжаловании (руководителю следственно органа), Евгений Рубинштейн заметил, что такой способ нельзя вообще игнорировать, поскольку во многих ситуациях он позволяет защитнику протестировать процессуальное решение на предмет появления аргументов в обоснование этого решения. Что касается обжалования прокурору, то необходимо обращать внимание на полномочия этого субъекта уголовного судопроизводства по отношению к следователю.

Он уточнил, что обращение как к руководителю следствия, так и прокурору по своему предмету практически ничем не ограничено, поэтому ведомственное и прокурорское обжалование возможно рассматривать как предварительное для того, чтобы в дальнейшем решить вопрос о целесообразности и эффективности обращения с жалобой в суд в порядке ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса РФ. При этом лектор напомнил, что судебное обжалование в порядке ст. 125 УПК в науке именуется судебным контролем. Он обратил внимание на Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 1 «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». По мнению эксперта, неоднократные дополнения в это постановление свидетельствуют о том, что ВС до недавнего времени сам недостаточно осознавал предмет обжалования в порядке ст. 125 УПК.

Евгений Рубинштейн пояснил, что впервые над вопросом о возможности обжаловать действия (бездействие) и решения предварительного следствия задумался Конституционный Суд РФ. Он рекомендовал коллегам обратить внимание на Постановление КС РФ от 23 марта 1999 г. № 5-П, в котором заложена идея формирования института судебного контроля и содержатся положения, ставшие впоследствии нормой ст. 125 УПК РФ. Они перенесены в закон из Постановления Пленума ВС от 10 февраля 2009 г. № 1. Так, по мнению КС, именно стадия судебного разбирательства предназначена для того, чтобы разрешить все вопросы о законности, обоснованности, принятии тех или иных решений, и именно на этой стадии возможно поднимать любые вопросы, связанные с законностью процессуальных актов органов предварительного следствия.

Евгений Рубинштейн процитировал самую важную правовую позицию Конституционного Суда: «Если соответствующие действия и решения органов расследования не только затрагивают собственно уголовно-процессуальные отношения, но и порождают последствия, выходящие за их рамки, существенно ограничивая при этом конституционные права и свободы личности, отложение проверки законности и обоснованности таких действий до стадии судебного разбирательства может причинить ущерб, восполнение которого в дальнейшем окажется неосуществимым. В этих случаях контроль за действиями и решениями органов предварительного расследования со стороны суда, имеющий место лишь при рассмотрении им уголовного дела, т.е. на следующем этапе производства, не является эффективным средством восстановления нарушенных прав, и поэтому заинтересованным лицам должна быть обеспечена возможность незамедлительного обращения в ходе расследования с жалобой в суд». По его словам, отдельные части этой правовой позиции – это своего рода признаки, дающие понять, какие действия, решения можно обжаловать в порядке ст. 125 УПК.

Отдельное внимание спикер уделил обжалованию конкретных решений предварительного следствия. Говоря об обжаловании постановления о возбуждении уголовного дела, он упомянул Постановление КС от 14 января 2000 г. № 1-П, в котором Суд отметил, что обжаловать это постановление возможно при условии, что оно вынесено в отношении конкретного лица. Однако не только постановление о возбуждении уголовного дела, где прямо указывается на лицо, в отношении которого возбуждено дело, но и постановление о возбуждении уголовного дела, из изучения анализа которого можно прийти к выводу об идентификации такого лица, считается принятым в отношении конкретного лица и может быть обжаловано в порядке ст. 125 УПК РФ. Особенности обжалования постановления о возбуждении уголовного дела были рассмотрены на примере отдельных категорий дел.

Читайте также:  Как правильно оформить дарственную (договор дарения) на земельный участок?

Далее Евгений Рубинштейн ответил на ряд вопросов, поступивших от слушателей. Отвечая на один из них, он привел пример о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности за «откровенно безграмотную» тактику защиты. Однако Совет АП г. Москвы признал допущенные нарушения малозначительными. Важное разъяснение касалось необходимости обжалования судебных решений, в которых выявлено пренебрежительное отношение к решениям КС РФ. Напомнив, что решения Конституционного Суда действуют непосредственно, лектор в то же время упомянул о возможности применения норм права по аналогии, благодаря чему в отдельных случаях можно дать расширительное толкование закона.

Другой вопрос касался возможности обжаловать постановление руководителя следственного органа о передаче дела руководителю другого следственного органа. «Еще год назад я бы ответил на него отрицательно, но КС РФ в своем Определении от 29 сентября 2021 г. № 2069-О сказал, что такое решение может быть предметом обжалования. Почему суд принял такое решение, я сказать не могу, но для нашего сообщества это полезное решение», – сказал Евгений Рубинштейн. Впрочем, он предупредил, что тенденции из одного этого решения вывести нельзя.

Формы предварительного расследования

Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:

  • предварительное следствие (гл. 22, ст. 162 — 170 УПК РФ);
  • дознание (гл. 32, ст. 223 — 226 УПК РФ).

Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:

  • единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
  • одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
  • идентичные средства государственного принуждения;
  • дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
  • деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
  • доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

Участники предварительного расследования (дознания)

Обобщенное определение участников данного процесса дано в ст. 5 УПК РФ: это стороны обвинения и защиты.

К стороне обвинения относятся: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя (гл. 6 УПК РФ). Нас будут интересовать два субъекта из этого перечня — прокурор и следователь.

К стороне защиты относятся: подозреваемый, обвиняемый, законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, его законный представитель (гл. 7 УПК РФ).

Кто такой следователь? Ответ на этот вопрос дает ст. 38 УПК РФ.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

расследования

Под уголовным процессом в Российской федерации понимается деятельность компетентных органов, таких как суд, следователь, прокурор, дознаватель и других, действующих на основе закона. Данная деятельность направлена на защиту прав и законных интересов различных лиц, уголовное преследование и наказание виновных лиц, и отказ от данных действий в отношении невиновных.

Ввиду большого объема, сложности и ответственности за принятые решения в уголовном процессе выделяется несколько этапов, получивших в научной юридической литературе название «стадий». Данные стадии в большинстве случаев следуют друг за другом последовательно. Первой стадией уголовного процесса принято считать – возбуждение уголовного дела, после которой следует одна и наиболее сложных и объемных стадий – предварительное расследование. Уголовно-процессуальный Кодекс дает регламентацию данной стадии в VIII Разделе, в котором размещено 13 глав.1

На стадии предварительного расследования деятельность всех уполномоченных органов и лиц направлена на раскрытие преступления, поиск виновного лица в совершении преступления или отказ от преследования невиновного, сбор доказательственной информации, которую можно будет использовать в суде для вынесени справедливого приговора.

65 стр., 32228 слов

Однако, в срок предварительного следствия не только должно быть написано

само обвинительное заключения, но и все лица, которые в установленном порядке должны быть ознакомлены с материалами уголовного дела, должны ознакомиться с ним.

В соответствии со ст. 162 УПК РФ установлено общее правило о сроке предвариетельного следствия, согласно которому он не должен превышать два месяца. При этом допускается продление срока предварительного следствия в ряде случаев. Во-первых, при невозможности закончить предварительное следствие в срок два месяца руководитель следственного органа по ходатайству следователя может продлить срок предварительного следствия до трех месяцев. Во-вторых, продление срока возможно в случае, если расследуемое уголовное дело представляет особую сложность, то руководитель следственного органа по субъекту РФ или приравненный к нему руководителем следственного органа может продлить данный срок до 12 месяцев. В-третьих, дальнейшее продление срока предварительного следствия возможно только в исключительных случаях. Такое продление входит в компетенцию Председателя Следственного комитета РФ, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – № 52 (ч. I).

– Ст. 4921. руководителя следственного органа федерального органа исполнительной власти, а также в компетенцию их заместителей.

При этом, исходя из судебной практики можно сделать вывод, что при продлении срока предвариетельного следствия важно, соблюдения следующих правил:

1) Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока следствия должно быть вынесено надлежащим должностным лицом. То есть следователем, в производстве которого находится уголовное дело;

2) Продление осуществляет уполномоченный субъект;

3) Продление срока предварительного следствия обусловлено необходимостью проведения следственных действий, направленных на окончание расследования и направление дела в суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *