Характеристика дополнительного пенсионного обеспечения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Характеристика дополнительного пенсионного обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В случае с государственной пенсией все просто: работодатель ежемесячно делает отчисления в ПФР в размере 22% от зарплаты сотрудника. С дополнительной пенсией все обстоит иначе: можно выбрать подходящий план отчислений и последующих выплат, который называется пенсионной схемой.

Тема 7: Пенсионный Фонд Российской Федерации. Управление доходами и расходами.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации. Его сущность и функции.

2. Доходы и расходы бюджета пенсионного Фонда.

3. Финансовая деятельность Отделения ПФР – ЕПС по Чувашской Республике и Управления ПФР по г. Чебоксары.

1. Пенсионный фонд Российской Федерации. Его сущность и функции.

Пенсионный Фонд РСФСР образован Постановлением Верхов­ного Совета РСФСР 22.12.1990 года N 442-1 для государственного управления финансами пенсионного обеспечения.

Практически с момента образования и до настоящего времени в своей деятельности ПФР руководствуется постановлением ВС РСФСР от 27 декабря 1991г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)». В соответствии с ним ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. Временное Положение о ПФР было ут­верждено Постановлением ВС РСФСР от 30.01.1991 года N 556-1.

Признание ПФР федеральной государственной собственностью является одной из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, а чаще всего рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей, но со строгим целевым назначением, исключающим какое-либо использование средств Фонда, в том числе и их изъятие государством.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий; пенсий по инвалидности; пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; за выслугу лет; пособий по случаю потери кормильца; компенсационных выплат.

В Пенсионном фонде с 1990 г. существует система самофинансирования, что согласовывается с предоставленными функциями, то есть финансово-кредитного учреждения.

Средства ПФР формируются за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненных к ним по пенсионному обеспечению гражданам, социальных пенсий их семьям, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых в ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

ПФР обеспечивает:

  • целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказанием органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, с финансовым и материально-техническим обеспечением текущей деятельности ПФР и его органов, а также другими мероприятиями, связанными с деятельностью ПФР;

  • организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

  • капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

  • контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

  • организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

  • межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

  • изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;

  • проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

  • разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

С подписанием президентом России Указа от 27 сентября 2000 г. полномочия по назначению и выплате государственных пенсий также перешли к Пенсионному Фонду, ранее выполняемые органами социального обеспечения.

На пенсионный фонд также были возложены задачи по изучению и обобщению практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Правительство РФ предложений по ее совершенствованию; проведению НИР в области государственного пенсионного страхования; разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

Следующим этапом в становлении Пенсионного фонда стало создание в 2000году Единой пенсионной службы (ЕПС).

Современная система обязательного пенсионного страхования представляет высокоорганизованный финансовый институт, обеспечивающий выполнение долгосрочных государственных пенсионных обязательств. Для этого органы Пенсионного фонда выполняют функции по регистрации и учету страхователей и застрахованных лиц, накоплению и учету пенсионных обязательств от имени государства.

Законом «Об управлении средствами государственного пенсион­ного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» предусмат­ривается преобразование Пенсионного фонда Российской Федерации из финансово-кредитного учреждения в некоммерческую организацию.

В мае 2001 г. принята уточненная Программа пенсионной реформы, первым звеном которой стало объединение функций по назначению пенсий с ПФР. Фонду переданы функции назначения, перерасчета и выплаты государственных пенсий. В целях совершенствования учета получате­лей пенсий на ПФР возложены организация и ведение единого феде­рального банка данных, содержащего сведения о пенсионерах.

В связи с введением единого социального налога уточнены источники формирования средств государственного пенсионного обеспечения (страхования), а также более детально определены направления целевых расходов, осуществляемых за счет этих средств.

Бюджет ПФР ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.

Финансовый контроль за деятельностью Фонда, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации в целях установления досто­верности бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда и соответс­твия совершенных ПФР финансовых и хозяйственных операций норма­тивным правовым актам Российской Федерации, усиливается ежегодным проведением аудиторской его проверки.

Законодательно закрепляется государственная регистрация из­даваемых ПФР актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межве­домственный характер.

Административная система управления ПФР. Взаимодействие с другими организациями и учреждениями.

Пенсионный фонд РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается Президентом РФ. При фонде образовано правление, являющееся коллегиальным совещательным органом. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие несколькими отделениями Фонда. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образована контрольно-ревизионная служба.

Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления ПФР.

На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается Правлением ПФР и его исполнительным органом – исполнительной дирекцией.

Управление органами ПФР в республиках, краях, областях, национально-территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями, которые являются юридическими лицами. Далее следуют межрайонные центры персонифицированного учета, районные отделения и отделы по назначению и выплате пенсий.

При такой структуре каждый объект получает управляющее воздействие от соответствующего вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным объектом нижестоящего уровня. Информация о состоянии и характере функционирования подчиненных объектов передается в обратном порядке.

Правление ПФР выполняет следующие функции:

  • несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;

  • определяет перспективные и текущие задачи;

  • утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) региональных отделений Фонда, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;

  • назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;

  • утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах Фонда;

  • издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;

  • решает другие вопросы, входящие в компетенцию ПФР.

Читайте также:  Виды пенсий в России: страховая и государственная, накопительная

Информационный массив ПФР можно сгруппировать в четыре больших блока:

1) нормативно-директивная информация (циркуляры, методики, распоряжения и т.п.);

2) отчетность о деятельности нижестоящих подразделений;

3) информация, поступающая от внешних организаций (директивные письма, протоколы совещаний, указы, постановления и т.п.);

4) информация, исходящая во внешние организации и правительственные органы.

К многочисленным функциям управления центрального аппарата ПФР относятся: формирование и оперативная корректировка бюджета фонда; прогнозирование и аналитические исследования движения денежных средств ПФР; перераспределение финансовых ресурсов между территориями; бухгалтерский учет и отчетность, экономический анализ; актуарное прогнозирование развития пенсионной системы.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности ПФР и органы социальной защиты населения опираются на следующие организации и учреждения:

  • Налоговая служба, отделения которого осуществляют контроль за сбором и перечислением в ПФР средств ЕСН через специальный счет фонда в государственном казначействе.

  • Центробанк России, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем финансовых операций, и в отделениях у которого имеет свои счета.

  • Региональные отделения Сбербанка России, которые производят выплаты значительной части пенсий и пособий.

  • Федеральная служба почтовой связи, через отделения которой осуществляется выплата большинства видов пенсий.

  • Центральные и региональные органы Федерального казначейства, с которыми ПФР взаимодействует в процессе аккумуляции и перераспределение средств своего бюджета на выплату пенсий.

  • Центральные и региональные органы Налоговой службы, с которыми ПФР взаимодействует в процессе текущей работы с плательщиками, а также по погашению просроченной задолженности.

  • Финансово-кредитные учреждения, с которыми ПФР и его региональные отделения взаимодействуют в работе по погашению просроченной задолженности плательщиков и т.п.

  • Получение дополнительной пенсии.
  • В накоплении вашей пенсии участвует государство.
  • При выборе тарифа от 1 до 3% государство удваивает взнос. При выборе от 4 до 10% – добавляет 3%.
  • Участие в программе не влияет на размер трудовой пенсии.
  • Увеличение суммы накоплений за счёт доходности на уровне ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь + страховой бонус (в том числе во время выплаты накопительной пенсии).
  • Льгота по подоходному налогу.
  • Перечисление взносов осуществляет работодатель.
  • Дополнительная накопительная пенсия наследуется, а в случае инвалидности 1 и 2 группы выплачивается единовременно досрочно.
  • Трудовой стаж не влияет на право получения дополнительной накопительной пенсии.

Особенности программы

  • Договор заключается до достижения клиентом пенсионного возраста, который установлен законодательством РБ: для женщин – 58 лет, для мужчин – 63 года (количество полных лет).
  • Пенсионное страхование может оформляться в белорусских рублях, евро или долларах. Расчеты проводятся по курсу Национального Банка Республики Беларусь на момент их осуществления.
  • При оформлении договора в рублях норма доходности составляет 7%;

в долларах – 2%;

в евро — 2%

  • Клиент сам определяет размер взноса.
  • Выполнять отчисления можно раз в месяц или квартал, ежегодно или единовременно.
  • Сроки выплат прописываются в договоре. Выплаты могут быть единовременными, пожизненными или рассчитываться на конкретный период – например, 3, 5, 10 или 15 лет после наступления страхового случая (выхода на пенсию).
  • Страховая компания принимает отчисления каждый месяц, квартал или раз в год. Вы самостоятельно выбираете комфортный для Вас вариант оплаты взносов.

Кто может участвовать в программе дополнительного пенсионного обеспечения?

Получать пенсию по данной программе могут следующие граждане:

  • Герои СССР и РФ, Социалистического Труда, Герои труда РФ;
  • с наградами за особые заслуги и достижения перед государством;
  • с орденами Святого апостола Андрея Первозванного, Ленина, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»;
  • с орденом «За заслуги перед отечеством» I, II, III, IV степени;
  • с орденом Славы I, II, III степени;
  • с орденом Трудовой Славы;
  • лауреаты Ленинской премии, государственных премий СССР и РСФСР;
  • победители Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
  • долго проработавшие в некоторых сферах экономики:
    • специалисты ядерного оружейного комплекса;
    • члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
    • работники угольной промышленности;
    • с выдающимися заслугами и достижениями:
      • перед народом и государством в области общественной, хозяйственной и государственной деятельности;
      • в сферах культуры, науки и техники;
  • заместители государственных должностей РФ на некоторый период времени:
    • Президент РФ;
    • уполномоченные Совета Федерации;
    • федеральные министры;
    • избранники Государственной Думы и т.д.;
  • с выдающимися заслугами перед субъектом РФ:
    • замещая гос. посты субъектов РФ:
      • высшие должностные лица субъектов РФ;
      • участники высшего исполнительного органа субЪекта РФ;
      • представители законодательного органа регионов РФ и другие;
    • замещая посты государственной гражданской службы субъектов РФ;
    • с государственными наградами субъектов РФ;
  • с высочайшими достижениями перед муниципальным образованием:
    • замещая муниципальные посты:
      • главы МО;
      • депутаты представительных органов;
    • замещая посты муниципальной службы;
    • почетным гражданам;
  • работающие в организациях, с наличием в них корпоративного пенсионного обеспечения;
  • с наличием накопленных пенсионных средств, которые учитываются в специально выделенной части персонального лиц. счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица;
  • инвесторы и участники НПФ.

К видам доп. пенсионного обеспечения относятся:

  • добавочное мат. обеспечение;
  • ежемесячные дополнительные выплаты к пенсиям;
  • пенсии регионального уровня;
  • муниципальные, корпоративные пенсии, негосударственные;
  • неотложные пенсионные выплаты (иной вид выплат, подходивший под области ФЗ «О порядке финансирования выплат за средства пенсионных накоплений).

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

Читайте также:  Как написать заявление на один день за свой счёт?

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Опыт других стран в развитии принципов самостоятельного формирования источников пенсии

Самостоятельное формирование пенсионных накоплений практикует население стран, которые принято относить к англо-саксонской модели, так как государственная пенсия обеспечивает лишь защиту от бедности, а величина базовой пенсии никак не связана с уровнем жизни и доходом человека.

«Средний американец получает государственную пенсию 300–600 долл. и дополнительно до 3000–4000 долл. из частных или корпоративных пенсионных фондов. В США суммарные активы негосударственных пенсионных фондов в конце ХХ в. оценивались примерно в 1,7 трлн долл.».10

В США накопительные системы делятся на государственные (для государственных служащих) и частные (корпоративные и персональные). Корпоративные пенсионные программы делятся на два вида: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan).

Различия договоров ОПС и ДПС

Существует ряд отличий системы ДПС от обязательного страхования:

  • ДПС гарантируется договором, а ОПС – государством.
  • Добровольное страхование требует волеизъявления сторон, ОПС – осуществляется в обязательном порядке.
  • ДПС позволяет страхователю выбирать тарифы и регламент выплаты взносов; тарифы и налоговая база по обязательному страхованию определяется действующим законодательством.
  • Страхователь по договору ДПС самостоятельно выбирает компанию, которая будет накапливать и преумножать вложенные им средства; отчисления по ОПС направляются в ряд определённых внебюджетных фондов.
  • Бюджет НПФ формируется за счёт доходов от инвестиционной деятельности и вкладов, бюджет госфондов обязательного страхования формируется за счёт взносов работодателей и предпринимателей.
  • В ДПС более важным понятием считается схема страхования, а в ОПС ключевыми показателями выступают установленный государством тариф и процентная ставка для базы налогообложения.

ДПС служит дополнением к ОПС, поэтому выплаты по страховому договору называются дополнительной пенсией.

Размеры и порядок уплаты добровольных страховых взносов, поступающих в Пенсионный фонд для последующего инвестирования

Добровольно вступая в правовые отношения, регулирующие уплату дополнительных взносов в накопительную часть трудовой пенсии, застрахованные лица самостоятельно определяют их размер исходя из своего материального положения.

Ежемесячный страховой взнос устанавливается в процентах от базы удержания (заработной платы, вознаграждения) либо фиксированной суммы.

Уплату производит работодатель одновременно с обязательными взносами.

К добровольному страхованию работников по обеспечению в старости относят и корпоративное страхование, когда величину страхового взноса назначает наниматель.

Привлеченные дополнительные средства Пенсионный фонд передает для инвестирования в негосударственный ПФ.

Для достижения большей доходности вложений застрахованное лицо вправе самостоятельно выбрать организацию, которая будет инвестировать накопительную часть пенсии, включая добровольные накопления.

При увольнении не работающие граждане самостоятельно уплачивают добровольные взносы посредством любой кредитной организации. По истечении квартала, в котором взносы уплачивались самостоятельно, застрахованное лицо в 20-дневный срок представляет территориальному органу ПФ копии платежных инструкций, подтверждающих произведенные перечисления.

Страховщиками по ДПС выступают:

  • негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
  • страховые компании.

В роли НПФ выступают некоммерческие организации, которые управляют добровольным страхованием и обеспечением участников фонда (ФЗ — №75 ст. 2).

Застрахованным признаётся любое физлицо, в пользу которого был заключён пенсионный договор.

Участником НПФ вправе стать любое физлицо, независимо от гражданства. Вкладчиком, или страхователем, считается лицо, которое отчисляет страховые платежи в пользу частника. Вкладчиками могут стать:

  • гражданин России или иностранного государства;
  • иностранное юрлицо, зарегистрированное в РФ;
  • органы исполнительной власти.

Основные аспекты при выборе фонда и заключении договора

Для начала нужно выбрать надежный фонд. На первых этапах важно выяснить подробную информацию о компании, с которой вы собираетесь заключать договор. Главные критерии выбора:

  • наличие лицензии;
  • рейтинг;
  • доходность;
  • надежность;
  • прозрачность и доступность информации.

Заключение договора происходит в несколько этапов:

  1. Выбрав фонд, нужно обратиться в его ближайших офис обслуживания и заполнить заявление. Вы также можете отправить заявку в режиме онлайн на официальном сайте фонда.
  2. Для подписания соглашения потребуются документы: паспорт и страховое свидетельство (где получить СНИЛС, читайте здесь, а в этой статье рассказано, как узнать номер страхового документа).
  3. В офисе компании вы выбираете пенсионный план, по которому будете вносить средства.
  4. На ваше имя открывают счет.
  5. По условиям договора вы вносите на него определенную сумму в установленный в соглашении период. Каждый год сумма, хранящаяся на личном счете, увеличивается за счет полученной инвестиционной прибыли фонда.
  6. При наступлении пенсионного возраста фонд рассчитывает вам пенсию в соответствии с выбранным вами планом.

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ (ФЕДЕРАЛЬНОЕ)

Вопросы документального оформления

Для уплаты дополнительных пенсионных взносов застрахованному лицу необходимо подать заявление в территориальный орган ПФР лично по месту его жительства или через своего работодателя (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона N 56-ФЗ).

Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в порядке, определенном пп. 1 — 3 п. 4 ст. 32 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30.04.2008), в частности:

  • нотариусом или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 ГК РФ;
  • должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации в случаях, если застрахованное лицо находится за пределами Российской Федерации;
  • органом (организацией), с которым у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.

Добровольные пенсионные взносы: что важно знать работодателю?

Стравита без доп. страхования Стравита с доп. страхованием на случай инвалидности и смерти Приорлайф
в рублях в долларах в рублях в долларах в рублях в долларах
Ежемесячный взнос 100 50 100 50 100 50
Общая сумма накоплений 64 036 22 859 55 871 19 942 275 482,09 52 910,05
Ежемесячная выплата в течение 15 лет 447 143 390 125 1 530,46 293,94
Ежемесячная пожизненная выплата 543 166 474 145 не предусмотрено не предусмотрено

Теперь сравним пенсионное страхование с альтернативными вариантами.

Откладывать на пенсию дома в рублях мало кто рискует. Самый простой и распространенный вариант – купил с зарплаты $50, сложил «в кубышку».

В формате 1-3 лет способ выгодный. Однако и доллар, и евро тоже имеют инфляцию. У доллара – 1-2% в год, у евро – порядка 1%. Т.е. за 30 лет будет безвозвратно потеряно около 30-50% накопленной суммы.

Добровольное пенсионное страхование vs пенсионный план НПФ. Что выбрать?

Реализовать право на НЧ трудовой пенсии с учетом дополнительных взносов можно будет с 1 января 2009 года.

Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на основании заявления застрахованного лица, которое может подаваться в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту жительства или через работодателя.

Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в соответствии с п.4 ст.32 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, страховой номер индивидуального лицевого счета, место жительства. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждены ПФР.

Работодатель обязан в течение трех рабочих дней передать полученные заявления в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя. Если среднесписочная численность работников превышает 100 человек, то работодатели представляют полученные заявления в территориальный орган ПФР в электронной форме, который должен рассмотреть их не позднее 10 рабочих дней и известить гражданина о принятом решении.

При отсутствии у гражданина индивидуального лицевого счета одновременно с подачей заявления представляются сведения, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица. Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, а ПФР выполняет функции его оператора.

Читайте также:  За время декрета должность сократили

Застрахованный гражданин самостоятельно определяет размер дополнительного страхового взноса на НЧ трудовой пенсии. В заявлении об уплате дополнительных взносов, подаваемом работодателю, должен быть указан их размер в твердой сумме или в процентах. Застрахованный гражданин имеет право в любое время изменить их размер.

Существует ряд следующих отличий ДПС от обязательного страхования:

  • первое гарантируется договором, а второе государством;
  • первое требует волеизъявления сторон, второе – проводится в обязательном порядке;
  • добровольное страхование позволяет на усмотрение страхователя выбирать тарифы и порядок выплаты взносов; тарифы и база налогообложения по обязательному страхованию устанавливаются действующим законодательством;
  • страхователь по договору добровольного страхования самостоятельно выбирает организацию, которая будет накапливать его пенсионные средства; взносы по обязательному страхованию выплачиваются в ряд определенных внебюджетных фондов;
  • бюджет НПФ формируется за счет доходов от инвестиционной деятельности и вкладов любых юридических и физических лиц; бюджет государственных фондов обязательного страхования создается за счет взносов работодателей, а также лиц, занимающихся определенными видами деятельности;
  • в добровольном страховании более важным понятием является схема страхования, в то время когда в обязательном основными показателями выступают тариф и процентная ставка для базы налогообложения.

В пенсионной сфере добровольное страхование выступает дополнением к обязательному. Именно поэтому основные выплаты по страховому договору именуются дополнительной пенсией.

Программы добровольного пенсионного страхования разрабатываются НПФ и страховыми компаниями для привлечения вкладчиков и инвестиционного капитала. Существуют корпоративные и индивидуальные программы.

Корпоративные функционируют на основе следующей организационной схемы:

  1. Вкладчик.
  2. Страховщик (фонд, компания).
  3. Участник, пенсионер.

Пенсионные схемы программ могут быть двух видов:

  • с договорными взносами;
  • с установленными выплатами.

Существует также 4 вида базовых схем добровольного пенсионного страхования:

  • с договорными взносами;
  • пожизненная;
  • срочная;
  • с договорными выплатами.

НПФ может предложить вкладчику пенсионную программу, согласно которой размер пенсии рассчитывается по:

  • разряду работника;
  • сумме пенсионных накоплений;
  • пропорциональному внесению взносов.

Пенсионная модель в СССР носила распределительный характер. Выплаты производились из средств государственного бюджета, который, в свою очередь, включал средства бюджета государственного социального страхования, пополняемого взносами предприятий. Трудовой стаж влиял на размер пенсии, однако, прямых отчислений для этих целей с заработных плат не было.

Данная пенсионная модель просуществовала до 2002 года. К пенсионной реформе привели несколько факторов. Нагрузка на госбюджет увеличивалась, так как росла доля пенсионеров по отношению к трудоспособному населению. Ситуацию усугубляла необходимость ежегодной индексации пенсий в связи с ростом инфляции.

Далее произошли следующие ключевые изменения в пенсионной системе РФ:

  • 2002 год: введен новый накопительно-распределительный подход к формированию пенсионных выплат. Частично пенсия по-прежнему гарантируется государством, но значительная часть отдана под ответственность самого гражданина. У каждого появился индивидуальный пенсионный счет, размер которого зависел от заработанного дохода, а не напрямую от трудового стажа.
  • 2004 год: негосударственные пенсионные фонды (НПФ) получили право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании. У граждан появилась возможность передавать управление накопительной частью пенсии в НПФ, чтобы увеличить будущий доход.
  • 2008 год: начала действовать программа софинансирования накопительной части пенсии государством.
  • 2010 год: установлен минимальный размер пенсии, который больше, чем прожиточный минимум для пенсионера.
  • 2013 год: Правительство одобрило новую пенсионную формулу, которая учитывает стаж и возраст выхода на пенсию. Согласно новым правилам минимальный общий стаж для получения пенсии ежегодно будет увеличиваться на 1 год и в 2024 году достигнет 15 лет.
  • 2014 год: «заморозка» накопительной части пенсии. Все взносы по обязательному пенсионному страхованию направляются на формирование страховой части пенсии, то есть тариф взносов на накопительную часть пенсии составляет 0%.
  • 2015 год: с 1 января в РФ действует новый порядок формирования и расчета страховой пенсии. Страховая пенсия рассчитывается не в рублях, а в пенсионных коэффициентах или баллах.
  • 2019 год: начало постепенного повышения общеустановленного возраста (у женщин до 60 лет, у мужчин до 65 лет), дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению.

В основе современной пенсионной модели РФ, как и во многих развитых странах, лежит пенсионное страхование, то есть страхование с целью формирования источников финансирования пенсий. Согласно данным официального сайта Пенсионного Фонда РФ (ПФР): «сегодня работодатели платят страховые взносы в обязательную пенсионную систему по тарифу 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% тарифа могут идти на формирование пенсионных накоплений, а 16% – на формирование страховой пенсии, а могут, по выбору гражданина, все 22% идти на формирование страховой пенсии.»

  • государственное (обязательное) пенсионное страхование (ГПО или ОПС);
  • негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение (НПО или ДПО);
  • государственные пенсии (выплаты военным, космонавтам, летчикам по выслуге лет или нанесении вреда здоровью, а также пострадавшим в природных катастрофах и социально незащищенным нетрудоспособным неработающим гражданам).

Согласно закону “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, ОПС – это система мер, при помощи которых формируются источники финансирования будущей пенсии каждого работающего гражданина России. Система ОПС предполагает, что каждый гражданин является застрахованным лицом, за которого страхователи (его работодатели) осуществляют перечисления страховых взносов из заработной платы на индивидуальный пенсионный счет гражданина в ПФР. При этом, если ежемесячная зарплата работника превышает 107 666 руб. 67 коп., работодатель отчисляет за него в ПФР 10% страховых взносов вместо 22%, что должно стимулировать повышение заработных плат. Эти перечисления формируют бюджет ПФР, из которого выплачивается пенсия. Система ОПС также содержит данные о месте работы, периоде трудовой деятельности застрахованного и его накопленные пенсионные коэффициенты (баллы) для расчета будущей пенсии.

Пенсия обязательного пенсионного страхования включает в себя страховую и накопительную части.

Страховая часть формируется за счет страховых взносов, на основе которых рассчитываются пенсионные баллы. Важно отметить, что размер страховой пенсии зависит от стоимости пенсионных коэффициентов в год выхода человека на пенсию, а также от размера фиксированной надбавки к страховой части, которые устанавливаются государством. При выходе гражданина на пенсию накопленные за трудовую деятельность коэффициенты пересчитываются в рубли. Максимальное количество пенсионных коэффициентов за год с 2021 года – 10, в 2020 году – 9,57. Стоимость одного пенсионного коэффициента в этом году равна 93,00 руб. Гарантированная государством фиксированная доплата на текущий 2020 год составляет 5 686,25 руб. Фиксированная выплата может быть и больше, это зависит от состояния здоровья и возраста пенсионера, наличия у него иждивенцев и региона проживания.

  • достижение пенсионного возраста;
  • наличие минимального трудового стажа (в 2020 году минимальный стаж составляет 11 лет);
  • накопленная пороговая сумма пенсионных коэффициентов (минимальный балл в 2020 году -18,6).

Если условия выше не соблюдены, получение пенсии все же возможно. Если не хватает трудового стажа или накопленных баллов, государство будет выплачивать социальную пенсию, право на которую появляется на 5 лет позже установленного пенсионного возраста. Также на получение социальной пенсии могут рассчитывать инвалиды и дети без кормильца. Средний размер социальной пенсии в 2019 году составлял 9266 рублей.

Накопительная часть пенсии существует отдельно от страховой и служит в качестве дополнительной «подушки безопасности» будущего пенсионера. Это денежные средства, которые копятся на пенсионном счете застрахованного лица с возможностью их инвестирования государственными или частными управляющими компаниями (по выбору гражданина) для получения им дополнительного дохода. Эти денежные средства выплачиваются по достижении пенсионного возраста либо единовременно, либо ежемесячно и частями.

До 2014 года эта часть пополнялась за счет 6% страховых взносов. В 2014 году государство «заморозило» накопительную часть пенсии, тем самым направив все отчисления (22%) в страховую часть. По последним данным, проект бюджета Пенсионного фонда предполагает продление моратория на формирование накопительной части пенсии на 2021−2023 годы.

Кто может участвовать в программе дополнительного пенсионного обеспечения?

Получать пенсию по данной программе могут следующие граждане:

  • Герои СССР и РФ, Социалистического Труда, Герои труда РФ;
  • с наградами за особые заслуги и достижения перед государством;
  • с орденами Святого апостола Андрея Первозванного, Ленина, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»;
  • с орденом «За заслуги перед отечеством» I, II, III, IV степени;
  • с орденом Славы I, II, III степени;
  • с орденом Трудовой Славы;
  • лауреаты Ленинской премии, государственных премий СССР и РСФСР;
  • победители Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
  • долго проработавшие в некоторых сферах экономики:
    • специалисты ядерного оружейного комплекса;
    • члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
    • работники угольной промышленности;
    • с выдающимися заслугами и достижениями:
      • перед народом и государством в области общественной, хозяйственной и государственной деятельности;
      • в сферах культуры, науки и техники;
      • Президент РФ;
      • уполномоченные Совета Федерации;
      • федеральные министры;
      • избранники Государственной Думы и т.д.;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *