Какой штраф за езду по обочине в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за езду по обочине в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Езда по обочине является серьезным правонарушением в соответствии с Правилами дорожного движения. Причина этого кроется в исключении, упомянутом выше — при принятии решения о движении по обочине, по ней могут двигаться мопеды, тележки, велосипеды, пешеходы, коммунальные машины и припаркованные автомобили. Кроме того, транспортные средства, движущиеся по тротуару, могут иметь неисправности, ускоряться относительно транспортных средств, остановившихся для смены колес.

Какой штраф за езду по обочине в 2023 году?

Сумма санкций зависит от конкретной ситуации. Наказания за нарушения описаны в ст. 12.15 КоАП РФ.

Вид правонарушения

Размер санкций

Особенности

Проезд по обочине, находящейся на полосе водителя (по правой стороне).

1500 руб.

Данное деяние трактуется как нарушение правил маневрирования.

Проезд по обочине слева (обгон).

Запрет на вождение на срок до 6 месяцев или 5 тыс. рублей штрафа.

Если водителя привлекают второй раз, то сроки лишения прав увеличиваются до 1 года.

Езда по тротуару или газону.

2000 рублей.

Нарушением считается выезд даже одним колесом за бордюр.

Какое наказание за езду по обочине в 2021 году?

Если вы решили выехать на встречную полосу движения (направо), то это нарушение квалифицируется в соответствии со ст. 12.15, ст. 1 КоАП РФ — на вас может быть наложен штраф в размере 1, 500 рублей.

Если вы решили совершить обгон транспортного потока во встречном потоке (слева) и для этого пересекли компактную линию дорожной разметки (неважно, разделяет она встречный поток с полосой встречного движения или дорогой), то на вас налагается штраф в размере 12. Наказание по части 4 статьи 15: штраф 5 000 рублей или лишение водительских прав на срок от четырех до шести месяцев.

За повторную езду по обочине водительских прав лишают на один год. Если нарушение зафиксировано автоматической камерой, штраф составляет 5 000 рублей.

Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?

В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Повторное нарушения под знак «Обгон запрещен»

Часть четвертая статьи 12.15 регламентирует: вторичное нарушение норм ПДД в течение года влечет за собой лишение прав на срок 12 месяцев. Это положение действительно и для случая, когда водитель второй раз за год совершает обгон в неположенном месте.

Важно принимать во внимания и изменения, вступившие в силу в 2019 году. Согласно новым требованиям автомобилист не сможет вернуть себе право управления ТС без сдачи экзаменов. Если ранее для возвращения удостоверения можно было просто подать соответствующее заявление, то сейчас придется повторить ПДД.

Попытки сдачи экзамена после года лишения прав из-за повторного нарушения норм обгона предоставляются в неограниченном количестве. Однако после неудачной сдачи экзамена автомобилист может попробовать снова только после недельного перерыва. Также приступать к тестированию можно только после истечения годового срока лишения удостоверения.

Читайте также:  Как изменятся пенсии по инвалидности в 2023 году

Как правильно обгонять трамвай

Прежде чем приступать к подробному рассмотрению правил обгона трамвая следует разобраться, что такое обгон и при каких обстоятельствах запрещается выполнение данного маневра.

Итак, в соответствии с пунктом 1.2 ПДД (Правил движения) обгоном называется опережение одного (или нескольких) транспортных средств с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения и последующим возвращением в ранее занимаемый ряд.

Исходя из данного определения получается, что обгон совершается по следующей схеме:

  • водитель авто, который намерен совершить обгон после определения возможности совершения такого маневра обязан включить указатель левого поворота для предупреждения остальных участников движения о предполагаемом маневрировании;
  • далее производится перестроение автомашины на полосу встречного направления и осуществляется опережение впереди идущего транспорта;
  • после опережения водитель автомашины, который совершает обгон, показывает сигналом правого поворота обратное перестроение и только после этого производит маневр возвращения на «свою» полосу для продолжения движения.

Кому разрешено движение по обочине

Движение по обочине запрещено не всегда. Езда разрешена, если:

  • водителю нужно загрузить или разгрузить автомобиль (при условии, что иного подъезда к месту нет);
  • на дороге авария, объехать которую можно только по обочине;
  • нужно развернуться, когда недостаточно места для совершения маневра (только вне перекрестка);
  • водитель хочет остановиться или припарковаться на обочине.

Обратите внимание, что все перечисленные случаи являются вынужденными.

Также движение автомобиля по обочине разрешено для:

  • коммерческих транспортных средств;
  • авто, принадлежащих коммунальным службам;
  • транспортным средствам, которые принадлежат МЧС, скорой помощи, ГИБДД и другим экстренным службам.

Кроме того, передвигаться по обочине могут велосипедисты, пешеходы, повозки с верховыми и вьючными животными, водители мопедов, сигвеев, самокатов и гироскутеров.

Ответственность за нарушение

Несмотря на все риски передвижения по краю дорожного полотна, штраф за это правонарушение сравнительно мал – в соответствии со статьей 12.15, п.1 КоАП РФ он составляет всего 1500 рублей. К тому же на отдаленных от города участках это никто не контролирует, поэтому данное нарушение настолько распространено. Более того, нарушение правила происходит даже при совершении парковки или обратном выезде на полосу. Этим часто пользуются инспекторы ГИБДД, чтобы выписать штраф. Ведь в идеале выезд на проезжую часть дороги должен быть моментальным – только тогда вы не нарушите правила, а это физически невозможно.

Сравнительно незначительная сумма штрафа объясняется легкостью его получения. В свою очередь, простота наложения взыскания объясняется стремлением уменьшить количество случаев выезда на обочину. А все потому, что таким образом часто провоцируются разного рода ДТП. Приведем несколько примеров:

  • Неправильный обгон справа может привести к аварии по причине того, что вас могут не заметить и другой водитель не ожидает помехи справа.
  • Из-за неоднородности дорожного покрытия машину может занести или развернуть. Вследствие потери контроля над авто можно вылететь за пределы дороги (в кювет) или на встречную полосу. И то и другое, скорее всего, приведет к столкновению.
  • От езды по краю дороги поднимается пыль, из-под колес могут вылетать камешки, тем самым создавая помехи другим водителям.
  • Реалии таковы, что на обочине может быть и яма, и большие камни, и даже поваленные деревья, не говоря уже об ограничительных бортах, которые так часто не замечают водители.

В каких случаях движение по обочине не наказывается штрафом

Не всегда езда по обочине считается нарушением правил, существуют случаи, когда за этот вид нарушения автомобилисту ничего не грозит.

Свободно перемещаться по обочинам могут машины коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб. Также это могут делать автомобили, подвозящие грузы к зданиям, которые располагаются у обочины и других подъездов не имеют.

Если езда по обочине запрещена, то съезжать на нее для остановки и возвращаться обратно на дорогу не запрещено. Некоторые водители пытаются использовать этот нюанс в качестве лазейки, чтобы не платить штраф, — выехал на обочину с целью остановки, но места не нашел, поэтому пришлось продолжить движение. Однако от штрафа подобное объяснение не убережет — свободное место для остановки нужно искать заранее, находясь в общем потоке.

Есть смысл сделать поправку.
Согласно Статье, КоАП РФ 12.29, начиная с 2020 года, пешеход имеет право перемещаться по обочинам загородных дорог в темное время суток исключительно в одежде, имеющей светоотражающие свойства.

Читайте также:  Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий

Помимо пешеходов по обочине дорог имеют право перемещаться:

  • Мопеды, не создающие помех пешеходам, могут ездить по обочине

    Мопеды, не создающие помех пешеходам

  • Тихоходы конструктивно не способные развить скорость более 30 км/ч.
  • Автомобили экстренных служб
  • Машины коммунальных служб
  • Транспортные средства организаций, эксплуатирующих дорожный объект
  • Гужевые повозки
  • Велосипедисты
  • Коммерческий транспорт, подвозящий грузы к объектам
  • Водители гаджетов на колесах (моноколес, сигвеев, гироскутеров, электровелосипедов)

Последний класс транспортных средств вызывает все больше споров как в среде законодателей и дорожных полицейских, так и среди граждан, не наделенных властными полномочиями. Электронные гаджеты на колесах с каждым годом становятся все мощнее.

Вес и скорость транспортных игрушек способны спровоцировать серьезное ДТП. В то же время, в законодательстве 2020 года никак не определен класс этих устройств и условия, при которых их можно безопасно эксплуатировать.

Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?

Нельзя сказать, что нахождение транспортных средств на обочине запрещено во всех случаях. В тех случаях, когда правила не запрещают стоянку или парковку, всегда можно остановиться и припарковаться на этом участке дороги.

После остановки и стоянки вы также можете без проблем съехать с бордюра. Ездить можно только по нему. Однако в некоторых местах водителям достаточно сложно некоторое время ехать по обочине.

Если по данному инциденту будет проведена проверка и водителю предъявят обвинение, он может попытаться убедить контролера, что автомобиль остановился после остановки или стоянки, но он не собирался ехать по дороге. Чтобы избежать подобной проблемы, включение обочины может также включить предупреждающую лампу о риске.

Примечание: Водители, свернувшие с дороги не на ту сторону, могут попытаться оправдать свои действия, сказав, что они объезжают препятствия — в этом случае вам может все сойти с рук.

Однако такие аргументы редко принимаются во внимание — ни перегруженность дорог, ни остановка транспортных средств из-за сложных транспортных условий не считаются препятствием для соблюдения Правил дорожного движения. Лишь в случае крупной аварии такие объяснения иногда выходят наружу.

Каким образом ДПС может доказать вину?

Сотрудники ДПС, отметив нарушителя правил движения по автодорогам, обязаны принять меры к пресечению его действий. Выписывая протокол для назначения штрафа за обгон, они обязаны подтвердить правомерность своих действий. Чтобы отправить дело в суд, требуется предоставить дополнительные материалы, подтверждающие совершение неправомерных действий.

Такими доказывающими материалами чаще всего являются фотографии или видеосъемка, выполненные на месте происшествия. Принимаются на рассмотрение материалы хорошего качества, где запечатлены транспортные средства с четко различимыми опознавательными знаками. Должно быть узнаваемым место съемки и совпадать с тем, что обозначено в протоколе.

Также многие сотрудники ДПС стараются непосредственно на месте происшествия получить показания свидетелей. Они также могут дополнить сведения, прилагаемые к протоколу.

Разворот вместо обгона

Собственник транспортного средства может избежать административного взыскания, если вместо обгона совершит разворот или поворот. Если в момент выполнения запрещенного маневра водитель обнаружил инспекторов ГИБДД, он может «невзначай» изменить траекторию своего движения, въехав на прилегающую территорию или повернув. Действия водителя не будут расценены в качестве обгона, если он не вернется в свою полосу.

Штрафная квитанция в подобной ситуации все же возможна. Однако риск лишиться прав останется позади. При пересечении сплошной при развороте или повороте инспектор имеет право наложить штраф лишь в размере от 1000 до 1500 рублей.

Важно учитывать, что разворот без оценки дорожной ситуации может повлечь за собой последствия более серьезные, чем штраф 5000 рублей. Важно менять траекторию только при полной уверенности в безопасности обстановки.

В каких случаях по обочине ехать можно

Движение по обочине для транспортных средств запрещено, особенно если она отмечена разделительными полосами. Выезд правомерен только для совершения остановки по правой стороне. При этом дорога может быть с одно- или двусторонним движением, но без трамвайных путей посередине.

Кому разрешено двигаться по обочине:

  • Спецтехнике, ремонтирующей дорогу.
  • Транспорту коммунальных служб.
  • Грузовым машинам, обеспечивающим подвоз материала или товара на объекты, если других подъездов для них не предусмотрено.
  • Велосипедистам старше 14 лет.
  • Мопедам или двухколёсной технике со скоростью не больше 20 км/час.
  • Гужевым повозкам, вьючным животным или лошадям с всадниками.

Можно ли объезжать пробку по обочине?

В 2022 году объезд пробки по обочине категорически запрещен. Он карается по статье 12.15 КоАП РФ. За езду по правой обочине на гражданина может быть наложен штраф в размере до 1500 руб. Если езда осуществлялась по левой стороне дороги, действие приравнивают к перемещению по встречной полосе. Если произошло пересечение сплошной, гражданина могут лишить водительских прав на срок до 6 месяцев или вменить штраф в размере до 5000 руб, если происшествие зафиксировано камерами. Повторное нарушение влечет за собой изъятие удостоверения на один год.

Читайте также:  Верховный суд объяснил порядок определения отцовства

Пробка не считается препятствием. Поэтому ее объезд по обочине недопустим. Съезжая с дороги, гражданин препятствует движению транспортных средств, имеющих право перемещаться в этой зоне, а также создает опасность для пешеходов.

Как фиксируется нарушение

Обгон, опережение и прочие маневры по правой или левой обочине документируются сотрудниками ГИБДД. В подтверждение составляется протокол и после выносится постановление. А если дело будет связано с лишением прав, то рассматривать материалы будет мировой судья.

Водителю можно препираться, если у сотрудника ДПС нет свидетелей. То есть оформление на основании личного наблюдения работником полиции.

Когда езда в неположенном месте запечатлена на видео-, фотоаппаратуру, лучше искать уважительные причины своей провинности, чтобы получить меньший штраф.

В последнее время повсеместно устанавливают многофункциональные камеры, фиксирующие езду по обочине и прочие нарушения. Сотрудники аналитического отдела обрабатывают данные, составляют постановления и с квитанцией рассылают их собственникам транспортных средств. Оспорить такие документы сложно, если в них не будет грубых ошибок и неточностей.

Спорные моменты в данной ситуации и как можно отмазаться?

Нельзя сказать, что в каждом случае существует запрет на движение транспортных средств по проезжей части. В местах, где остановка и стоянка не запрещена законом, вы всегда можете свернуть на эту часть дороги и припарковать свой автомобиль.

После того, как вы остановились и припарковались, вы также можете без проблем съехать с обочины — штрафуется только езда по ней. Однако в некоторых местах рельеф настолько сложный, что автомобилистам приходится некоторое время ехать по обочине дороги.

Если по факту происшествия будет проведена проверка и водителю сделают замечание, вы можете попытаться убедить инспектора, что автомобиль остановился в конце остановки или на стоянке, но не собирался выезжать на дорогу. Чтобы избежать подобных неприятностей, при повороте на обочину можно включить аварийные огни.

Примечание: Иногда водители, совершившие маневр уклонения на противоположной стороне дороги, пытаются объяснить свои действия тем, что они объезжали препятствие — в такой ситуации штрафа можно избежать.

Но такие аргументы редко принимаются во внимание — ни пробки на дороге, ни автомобили, остановившиеся из-за сложного уклонения, не считаются препятствием в правилах дорожного движения. Только в случае серьезной аварии такие объяснения иногда сходят с рук.

Можно ли, в принципе, ездить за пределами полосы дороги и кому?

Несмотря на строгое наказание за наезд на бордюр, бывают ситуации, когда можно безнаказанно наехать на этот элемент дороги. Автомобили дорожных служб имеют право пользоваться бордюром, грузовики с грузом могут останавливаться в любом месте.

Грузовики F имеют право останавливаться у бордюра, если пункт доставки находится близко к бордюру. Некоторые другие транспортные средства также имеют право остановиться на обочине, если они не мешают пешеходам. Эта привилегия доступна для следующих видов транспорта:

  • Велосипеды, управляемые лицом старше 14 лет.
  • Мопеды.
  • Большегрузные автомобили, если позволяет ширина бордюра.

Предупреждение. Велосипедисты старше 14 лет могут ездить по специально выделенным велосипедным дорожкам. Если их нет, велосипедисты могут двигаться по проезжей части с правой стороны.

Если велодорожки нет, а вся проезжая часть занята автомобилями, велосипедисты могут ехать по обочине. Велосипедисты младше 14 лет могут ездить только по тротуару или в пределах жилой зоны. Мопед или скутер можно вести по правой стороне дороги или, если проезжая часть загружена, по обочине, если это не мешает пассажирам.

Существуют также ситуации, когда автомобилистам не запрещено ездить по обочине. Такая ситуация может возникнуть, например, в случае крупномасштабной аварии, когда вся дорога занята или движение заблокировано поврежденным в аварии автомобилем. Другим автомобилистам не разрешается ездить по обочине, поэтому дорожная полиция не заметит машину, едущую по обочине.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *