Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличаются указ, постановление, распоряжение и другие правовые акты?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Постановления и распоряжения характеризуются множеством общих особенностей. Прежде всего, они должны отвечает нормам Конституции и прочих правовых актов. К тому же эти нормативные акты издает высший орган исполнительной власти, полномочия которого распространяются по всей территории РФ.

Приказ — это еще один нормативно-правовой акт управления. Он представляет собой официальное письменное или устное распоряжение руководителя, командира или начальника, которое обязательно для исполнения подчиненными. В отличие от распоряжения приказ имеет большую силу в качестве акта управления.

Приказы активно используются в армии. Согласно указу президента РФ «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации», письменный приказ является основным распорядительным служебным документом военного управления, который может издавать командир воинской части. Устные приказы имеют право отдавать подчиненным все командиры. Приказ должен выполняться беспрекословно, точно и в срок. Если военнослужащий с ним не согласен, он может обжаловать приказ после его выполнения. В мирное время невыполнение приказа влечет наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, а в военное время или в боевой обстановке может привести к уголовной ответственности.

Приказы используются и в иных государственных органах, организациях и частных фирмах. Они издаются начальником, например, директором фирмы, для решения каких-либо производственных задач. Невыполнение такого приказа рассматривается как нарушение служебной или трудовой дисциплины и может привести к привлечению к дисциплинарной ответственности (выговор, увольнение и др.).

Что такое постановление и распоряжение

Статья 23. Акты Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федерального конституционного закона от 31.12.1997 N 3-ФКЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации.

(часть 3 введена Федеральным конституционным законом от 31.12.1997 N 3-ФКЗ)

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Постановления Правительства Российской Федерации, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно.

Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 уточнен порядок вступления в силу актов Правительства РФ.

Постановления Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные постановления Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства Российской Федерации не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Правительство Российской Федерации вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Статья 5. Акты Правительства Российской Федерации

Статья 5. Акты Правительства Российской Федерации

1. Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение.

2. Акты Правительства Российской Федерации, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

3. Порядок принятия актов Правительства Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами, распоряжениями и поручениями Президента Российской Федерации.

4. Акты Правительства Российской Федерации подписываются Председателем Правительства Российской Федерации.

5. Акты Правительства Российской Федерации вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

6. Акты Правительства Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

7. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования. Иные акты Правительства Российской Федерации, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания, если такими актами не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Указы и распоряжения Президента, в чем разница?

Акт Президента – это документ, который принимает юридическую форму Конституции Российской Федерации, выражает решения власти и соблюдает конституционные полномочия. Президент, как глава органа власти может издавать, как указы, так и распоряжения. После издания закона любой гражданин, предприятие должно выполнять и придерживаться нормативным актам закона по всей территории РФ.

Но не секрет то, что не один Президент трудится над изданием закона, правового акта. Над этим работает вся администрация Президента. Принимается закон с помощью коллег депутатов, методом голосования. А если дело касается указа Президента, то голосование не играет никакой роли, ведь приказ обязывает всех выполнять его условия.

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

На что обратить внимание при составлении распоряжения

На сегодня нет единого унифицированного образца распоряжения, так что предприятия и организации имеют полное право писать его в произвольном виде или по типовому образцу, действующему на предприятии

При этом при составлении документа важно придерживаться некоторых норм делопроизводства, касающихся распорядительной документации. В частности:

  1. Распоряжению обязательно следует
    • присвоить номер,
    • поставить дату его создания,
    • написать наименование организации.
  2. Далее в документе нужно указать
    • обоснование или основание для его формирования,
    • обозначить работника или группу работников, в отношении которых издается распоряжении (с указанием их должностей, имен и отчеств),
    • задачи, которые перед ними стоят,
    • сроки их решения.
  3. Также необходимо назначить ответственное за выполнение распоряжения лицо (автор документа может оставить это право за собой).

Если к бланку прикладываются какие-то дополнительные бумаги, их наличие следует отметить в тексте отдельным пунктом.

Определение терминов и отличие понятий

Приказ – это правовой акт, составляемый единолично руководителем и регулирующий основную деятельность предприятия. Касается широкого круга лиц, чаще всего, всех работников.

Распоряжение – это правовой акт, который может создаваться как непосредственно директором предприятия, так и руководителями структурных подразделений.

Многие предприниматели предлагают своим сотрудникам сдельную оплату труда. Полезная информация на эту тему здесь.

Распоряжение касается решения текущих вопросов деятельности организации. Этот правовой акт может давать указание на доведение приказа до подчиненных.

Приказ и распоряжение имеют свою силу только в пределах юрисдикции того предприятия, филиала или структурного подразделения, глава которого подписал эти документы. То есть приказ о выходе на работу в выходной день всех сотрудников одного предприятия не распространяется на сотрудников другого предприятия.

Сравнение распоряжений и постановлений правительства

Таким образом, между постановлениями и распоряжениями правительства много общего. Во-первых, они должны соответствовать Конституции и другим вышестоящим правовым актам. Во-вторых, их издаёт высший орган исполнительной власти, полномочия которого распространяются на территории всей России. В-третьих, и постановления, и распоряжения вступают в законную силу в установленный законом срок и подлежат публикации в течение 15 дней после их ратификации. Наконец, акты можно обжаловать в суде, если они явно противоречат законодательству, ущемляют чужие права и интересы.
Тем не менее, разница между распоряжениями и постановлениями правительства тоже усматривается. Так, постановления правительства носят нормативный характер и затрагивают существенные правоотношения. Это может быть порядок начисления льгот, пенсий, выплата заработных плат и многое другое. В отличие от них, распоряжения не имеют нормативного характера и призваны решить текущие проблемы. К их числу относится борьба со стихийными бедствиями, разовое выделение материальной помощи, организация массового мероприятия. Таким образом, по своей значимости постановления стоят несколько выше распоряжений правительства.
Однако характер применения влияет и на такой аспект, как момент обретения законной силы. Поскольку распоряжения имеют оперативный характер и призваны решать текущие вопросы, то их исполнение обязательно со дня ратификации. Постановления правительства обретают юридическую силу в день опубликования, если же в них оговорено иное – то с момента принятия.

Сравнение распоряжений и постановлений правительства

Таким образом, между постановлениями и распоряжениями правительства много общего. Во-первых, они должны соответствовать Конституции и другим вышестоящим правовым актам. Во-вторых, их издаёт высший орган исполнительной власти, полномочия которого распространяются на территории всей России. В-третьих, и постановления, и распоряжения вступают в законную силу в установленный законом срок и подлежат публикации в течение 15 дней после их ратификации. Наконец, акты можно обжаловать в суде, если они явно противоречат законодательству, ущемляют чужие права и интересы.
Тем не менее, разница между распоряжениями и постановлениями правительства тоже усматривается. Так, постановления правительства носят нормативный характер и затрагивают существенные правоотношения. Это может быть порядок начисления льгот, пенсий, выплата заработных плат и многое другое. В отличие от них, распоряжения не имеют нормативного характера и призваны решить текущие проблемы. К их числу относится борьба со стихийными бедствиями, разовое выделение материальной помощи, организация массового мероприятия. Таким образом, по своей значимости постановления стоят несколько выше распоряжений правительства.
Однако характер применения влияет и на такой аспект, как момент обретения законной силы. Поскольку распоряжения имеют оперативный характер и призваны решать текущие вопросы, то их исполнение обязательно со дня ратификации. Постановления правительства обретают юридическую силу в день опубликования, если же в них оговорено иное – то с момента принятия.

Если вам было выписано постановление, постарайтесь как можно быстрее разобраться с проблемой. В случае согласия оплатите штраф, сохраните соответствующий чек и проверьте, нет ли у вас задолженности.

Читайте также:  Порядок и сроки уплаты НДС и формирования декларации в 2020 году

Если вы уверены, что нарушения не совершали, в самый короткий срок обратитесь в вышестоящую инстанцию или суд, для восстановления справедливости и прекращения производства по делу.

Прежде чем предпринимать любые действия, проконсультируйтесь с опытным юристом. Для этого достаточно оставить ваш номер телефона на нашем сайте.

Адвокат проанализирует законность оснований, на которых вам назначили штраф, при необходимости оспорит действия должностных лиц. Наши специалисты проведут правовую экспертизу документов о совершенном нарушении, включая ПДД, подготовят жалобу на постановление о наложении административного штрафа или лишении водительских прав, представят ваши интересы в госорганах.

Воспользовавшись помощью квалифицированного юриста, имеющего опыт в подобных делах, вы сможете избежать ответственности даже по самым сложным категориям административных дел.

Распорядительные документы: приказ

Приказ – правовой акт, издаваемый руководителем организации для решения оперативных организационных, кадровых и других вопросов внутренней работы в пределах своей компетенции.

Приказ оформляется на бланке и содержит следующие реквизиты:

  • наименование организации,
  • наименование вида документа(ПРИКАЗ),
  • дату (12.01.2021),
  • регистрационный номер,
  • место составления,
  • заголовок к тексту,
  • текст,
  • подпись.

Приказ вступает в силу с момента его подписания руководителем, если в тексте не указано другого срока.

По назначению приказы делятся на приказы по основной деятельности и по личному составу.

В приказах текст излагается от первого лица единственного числа «ПРИКАЗЫВАЮ».

В совместных документах текст излагается от первого лица множественного числа («приказываем», «решили»).

Текст приказа, как правило, состоит из двух частей: констатирующей и распорядительной.

В констатирующей части дается обоснование распорядительных действий. В качестве обоснования действий может выступать:

  • нормативный правовой акт вышестоящего органа или распорядительный документ, ранее изданный организацией;
  • формулировка целей и задач, стоящих перед организацией, описание фактов или событий, послуживших причиной издания приказа.

Например:

В целях совершенствования документационного обеспечения управления организации

ПРИКАЗЫВАЮ:

В соответствии с приказом ВНИИДАД от 25 сентября 2018 г. N 125 «О повышении исполнительской дисциплины»

ПРИКАЗЫВАЮ:

Констатирующей части может не быть, если предписываемые действия не нуждаются в обосновании.

Распорядительная часть содержит предписываемые действия, фамилии должностных лиц, ответственных за их выполнение и сроки исполнения.

Распорядительная словесная формула: «приказываю» печатается прописными буквами (ПРИКАЗЫВАЮ) без разрядки с новой строки от абзаца или строчными буквами вразрядку (п р и к а з ы в а ю) в продолжение преамбулы, с выделением полужирным шрифтом или без выделения, с проставлением двоеточия.

Распорядительная часть текста приказа, как правило, делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с точками. В каждом пункте указываются исполнитель (должностное лицо) предписываемое действие и срок исполнения. Исполнитель указывается в дательном падеже. При употреблении в тексте фамилий лиц инициалы указываются после фамилии. Можно указать и обобщённо, например: директорам институтов, руководителям структурных подразделений.

Если решение является организационным («утвердить», «создать»), в пункте распорядительной части приказа формулируется само решение без указания исполнителей и сроков исполнения. Организационные решения вступают в силу с даты подписания и регистрации приказа.

Если пункт формулирует поручение, в нем указывается:

  • поручение;
  • исполнитель (исполнители);
  • срок исполнения поручения.

Если проект распорядительного документа отменяет полностью или частично ранее изданные документы, то в предпоследнем пункте проекта распорядительного документа необходимо их указать.

Например:

  1. Признать утратившим силу распоряжение от 25 сентября 2014 г. Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка».

В последнем пункте распорядительного документа указывается наименование должности лица, ответственного за его исполнение, с указанием фамилии и инициалов.

Например:

  1. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя генерального директора Иванова А.А.

Каждый пункт распорядительной части начинается с указания конкретного действия, выраженного глаголом в неопределённой форме – «подготовить», «организовать», «обеспечить», «разработать» и другие.

Например:

ПРИКАЗ

04.03.2021 № 3

Красноярск

О введении Инструкции по делопроизводству

В целях совершенствования работы с документами и обеспечения их сохранности, ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Утвердить Инструкцию по ведению делопроизводства.
  2. Ввести в действие Инструкцию по делопроизводству с 10.03.2021 ответственный: специалист Петрова А.А.
  3. Руководствоваться всем руководителям структурных подразделений правилами работы с документами, закреплёнными в Инструкции по делопроизводству.
  4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Чем отличается указание от распоряжения

В чем разница между указанием и распоряжением? Делопроизводитель, г. Брянск

В чем разница между указанием и распоряжением?

Делопроизводитель, г. Брянск

Прежде всего, о том, что общего. Общее то, что это распорядительные документы. Указания издают не все организации.

Состав распорядительных документов, издаваемых организацией, определяется уставом организации или положением о ней (или федеральным законом, если это Правительство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и др.).

Как правило, в организации издаются приказы, или приказы и распоряжения, или приказы и указания. Кроме того, указания, как и распоряжения, могут издаваться руководителями самостоятельных структурных подразделений (департаментов, управлений), если им это право предоставлено.

Отличие указания и распоряжения от приказа заключается в том, что приказы издаются по наиболее важным и принципиальным вопросам деятельности, а распоряжения и указания – по вопросам частного характера, а также в целях регулирования внутренней деятельности органа власти или организации.

Если не вдаваться в детали, можно сказать, что в тех организациях, где используются модели документирования «приказ – распоряжение», «приказ – указание», принципиальной разницы между указаниями и распоряжениями нет.

И указания, и распоряжения издаются в целях реализации норм, правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, а также в целях организации внутренней деятельности органа власти или организации.

Но необходимо отметить, что в настоящее время указание вытесняется из системы организационно-распорядительной документации.

Если 15-20 лет назад указания издавались многими федеральными органами государственной власти, имеющими сеть подведомственных территориальных органов, то в настоящее время указания продолжают издавать лишь отдельные органы государственной власти.

Связано это было с тем, что после административной реформы руководители федеральных органов исполнительной власти получили право издавать только приказы.

  • Несколько иная ситуация в государственных и негосударственных организациях. В крупных организациях, имеющих сложную структуру, большую численность, система распорядительных документов может быть выстроена следующим образом:
  • руководитель издает приказы и распоряжения, заместители руководителя – распоряжения, руководители самостоятельных структурных подразделений – указания.
  • В данном случае можно говорить, что вид распорядительного документа привязан к определенному уровню управления (уровню принятия решения).
  • Тем не менее, всегда нужно исходить из того, что установлено учредительными документами.
Читайте также:  Алименты на ребенка в 2023 году

На что обратить внимание при составлении распоряжения

На сегодня нет единого унифицированного образца распоряжения, так что предприятия и организации имеют полное право писать его в произвольном виде или по типовому образцу, действующему на предприятии. При этом при составлении документа важно придерживаться некоторых норм делопроизводства, касающихся распорядительной документации. В частности:

  1. Распоряжению обязательно следует
      присвоить номер,
  2. поставить дату его создания,
  3. написать наименование организации.
  4. Далее в документе нужно указать
      обоснование или основание для его формирования,
  5. обозначить работника или группу работников, в отношении которых издается распоряжении (с указанием их должностей, имен и отчеств),
  6. задачи, которые перед ними стоят,
  7. сроки их решения.
  8. Также необходимо назначить ответственное за выполнение распоряжения лицо (автор документа может оставить это право за собой).

Если к бланку прикладываются какие-то дополнительные бумаги, их наличие следует отметить в тексте отдельным пунктом.

В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.

Исходя из сказанного, правовую информацию можно определить как массив правовых актов и тесно связанных с ними справочных, нормативно — технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от того, кто является ее «автором», то есть от кого она исходит и на что направлена, можно разделить на три большие группы: официальная правовая информация, информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, и неофициальная правовая информация.

Официальная правовая информация — это информация, исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение, — это информация, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

Неофициальная правовая информация — это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Рассмотрим названные группы более подробно.

Кто и по каким правилам издает распорядительные документы

Оба вида указаний оформляют руководители исключительно в письменном виде. Специальных правил нет, поскольку невозможно предусмотреть все возможные варианты для каждой ситуации. Тем не менее, имеется общий шаблон и несколько рекомендаций, которые помогут подготовить юридически корректный документ.

При оформлении обратите внимание на следующие моменты:

  • рекомендуется готовить распорядительные документы на бланке организации;
  • каждое поручение следует нумеровать (обязательна регистрация либо в специальном журнале на бумаге, либо во внутренней электронной системе), датировать и указывать место его составления;
  • в тексте обязательно описывают задачи и назначают лиц, ответственных за выполнение, указывают сроки на реализацию. При необходимости добавляют сведения о работниках, которые контролируют исполнение поставленных задач;
  • последний этап — подписание руководителем.

Постановление правительства – нормативный правовой акт, принимаемый в силу компетенции исполнительной властью и обладающий юридической силой на территории всей Российской Федерации. Данный документ имеет широкую сферу применения и, как правило, не ограничен временными рамками. Круг субъектов чаще всего строго не определён, поэтому действие постановления распространяется на всех жителей РФ, если не оговорено иное.

Распоряжение правительства – управленческий акт, который призван решить оперативные вопросы и не создающий правоотношений. Данный документ имеет узкую сферу применения и затрагивает отдельный сегмент человеческой деятельности. Как правило, распоряжение ограничено временными рамками и подлежит немедленному исполнению лицами, действие которых на него распространяется.

Приказ и распоряжение: в чем основное отличие?

В констатирующей части часто излагаются факты, события, выводы, задачи, которые послужили основанием для создания приказа.Что такое? Подробное описание — по ссылке.Распорядительная часть содержит список действий, которые должен совершить тот или иной исполнитель, с указанием сроков выполнения. Эту часть можно разделить на подпункты, в которых указывается, кто должен сделать, что сделать и в какие сроки уложиться.Одной из важнейших задач бухгалтера является начисление заработной платы сотрудникам.

Чтобы не ошибиться при расчёте заработной платы за неполный месяц посмотрите .Ни распоряжение, ни приказ не могут противоречить законодательству, каких бы вопросов они не касались.Хотя в законодательстве понятия «приказа» и «распоряжения» практически равнозначны, тем не менее, они отличаются:Приказ подразумевает неукоснительное и беспрекословное выполнение, распоряжение же носит рекомендательный характер для решения оперативных задач;Распоряжение, в отличие от приказа, не имеет правовой нормы;Приказ создает долгосрочные правовые отношения, а распоряжение решает текущие вопросы, которые постоянно возникают в результате деятельности предприятия;Приказы издаются руководителем фирмы, тогда как распоряжения могут издавать его заместители — руководители структурных подразделений;Распоряжения не противоречат приказам руководителя предприятия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *