Дознание как форма предварительного расследования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дознание как форма предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом, начальник отдела дознания может вынести отдельное постановление об осуществлении дознания группой дознавателей или указать это в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Дознание в сокращенной форме не должно превысить срок в 15 дней, со дня вынесения постановления о его производстве в сокращенной форме. Также как и при производстве дознания в общем порядке прокурор легко этот срок продлевает. До 20 дней — когда необходимо пересоставить обвинительное постановление, а в виду большого объема следственных и иных процессуальных действий, в установленный срок это сделать якобы не представляется возможным.

Дознаватель о каждом продлении срока дознания обязан в письменном виде уведомить об этом подозреваемого, его защитника, а также потерпевшего и его представителя. Но этого не происходит, следователи во время предварительного следствия, дознаватели во время производства дознания обычно никогда не уведомляют никого, да и зачем им это?

Наказания за это не предусмотрено, на практике они даже выговор не получат, это в порядке вещей. Дознание в сокращенной форме всегда может быть прекращено и продолжено уже в общем порядке. В этом случае срок дознания в сокращенной форме засчитывается в общий срок предварительного расследования.

Ради чего все затевается, что выигрывает обвиняемый, который идет на сделку? Судебное производство по делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, осуществляется в особом порядке с назначением наказания, не превышающего одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Каждый случай нужно рассматривать в отдельности, зачастую «овчинка выделки не стоит».

Гарантией обеспечения прав участников уголовного процесса при производстве дознания в сокращенной форме является возможность перехода в обычный порядок в любой момент производства по делу вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Отличия следствия от дознания

Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).

Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».

Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).

Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.

Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.

Форма окончания предварительного расследования. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Помимо этого, предварительное следствие может оканчиваться еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ). В свою очередь, дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и его направлением в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 и 226.7 УПК РФ). Кроме этого, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства следствия.

У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.

Окончание предварительного расследования

Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).

Первое употребление термина «дознание» встречается в судебных уставах 1864 года. Определение дознание происшествий звучало как «первоначальные изыскания, производимые полицией для обнаружения справедливости или несправедливости дошедших до нее слухов и сведений о преступлении или о таких происшествиях, о которых без разысканий нельзя определить, заключается или не заключается в них преступление».

Дознание является одной из двух форм предварительного (досудебного) расследования преступлений (наряду с предварительным следствием) в уголовном судопроизводстве.

Обычно дознание проводится по преступлениям небольшой и средней тяжести. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации к таким преступлениям относятся преступления, для которых предусмотрено максимальное наказание выше 5-ти лет лишения свободы, хотя по письменному указанию прокурора эти дела могут быть переданы для производства предварительного следствия (ст. 150 УПК РФ).

Дознание в роли формы досудебного следствия предусматривают законодательства многих государств постсоветского пространства, стран Восточной Европы, Индокитая и Ближнего Востока. Наряду с отдельными отличиями, есть общие требования к институту дознания.

Читайте также:  ПЕРЕЧЕНЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ для предоставления многодетным семьям в 2023 году.

В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации от 22 ноября 2001 г. отражена новая модель дознания, которая в большей степени совпадает с современной правовой идеологией. Основа идеи, заложенной в преображение дознания, является главной установкой реформы, которая звучит как усиление защиты прав и свобод личности. Актуальность такого положения влияет не только на дознание, но и на уголовное судопроизводство в целом как образующее сферу государственного принуждения с наиболее сильным затрагиванием прав и свобод личности.

Значимость дознания заключается в содействии более эффективному и мобильно производимому предварительному расследованию по преступлениям малой и средней тяжести, что влияет на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов.

Актуальность исследования заключается в том, что, несмотря на относительно долгое действие нового уголовно-процессуального кодекса, практические работники сталкиваются с определенными трудностями в толковании и применении его отдельных норм, институтов. В большей степени это имеет отношение к производству дознания.

Объектом исследования выступают общественные отношения, формирующиеся в связи с осуществлением дознания компетентными государственными органами.

Предмет исследования образует предварительное расследование.

Целью исследования является анализ дознания как формы предварительного расследования.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие основные задачи:

— раскрыть понятие и значение форм предварительного расследования;

— привести дифференциацию форм предварительного расследования;

— рассмотреть дознание в общем порядке;

— изучить дознание в сокращённой форме.

Теоретической базой исследования послужили разработки общей теории права, науки уголовно-процессуального, уголовного, теории оперативно-розыскной деятельности. Источниками теоретической информации явились: монографии, учебные пособия, лекции, научные статьи, доклады, тезисы, диссертации и другие опубликованные материалы.

Структура работы отвечает цели и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Перейдём к рассмотрению особенностей дознания в общем порядке как формы предварительного расследования, согласно тем же характеристикам, что и предварительное следствие.

Дознание в общем порядке и предварительное следствие производятся по одинаковым правилам, но с изъятиями, которые предусматривает гл. 32 УПК РФ.

Положения подследственности при производстве дознания нормативно регулируются на основании ст.ст. 150, 151 УПК РФ. Дознанию подлежат преступления, указанные в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (например, к ним относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 112, 115, 116, ч. 1 ст. 117, 118, 119, 121, ч. 1 и 2 ст. 122, ч. 1 ст. 123 УПК РФ и ряд других), а также по уголовным делам об иных преступлениях, относящиеся к небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора.

Дознание производят дознаватели, относящиеся к ОВД РФ, пограничным органам федеральной службы безопасности, органам Федеральной службы судебных приставов, органам государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, следователям СК РФ, дознавателям (следователям) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, как уже было отмечено, дознание также могут производить следователи СК РФ по уголовным делам, расследующим преступления, подследственные органам дознания, совершенные лицами, относящимися к особой категории (ст. 447 УПК РФ), а также совершенные должностными лицами СК РФ, органов ФСБ, СВР РФ, Федеральной службы охраны РФ, ОВД РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

В УПК РФ содержится оговорка о недопущении возлагать полномочия по проведению дознания на того, кто проводил или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Следует напомнить о правовом статусе следователя и дознавателя, которые неравномерны из-за обладания следователем большей процессуальной самостоятельностью и независимостью.

Дознаватель имеет право на обжалование в следующем порядке:

— обжалование указаний прокурора производится вышестоящему прокурору,

— обжалование указаний начальника органа дознания производится прокурору,

— а обжалование указаний начальника подразделения дознания производится прокурору и начальнику органа дознания.

Однако обжалование указаний не приводит к приостановлению их исполнения.

Статья 223.2 УПК РФ устанавливает возможность создания группы дознавателей для расследования уголовных дел в форме дознания.

Основания для создания группы дознавателей заключаются:

— в сложности уголовного дела;

— в большом объёме уголовного дела, а именно большом объёме производства процессуальных и следственных действий[6].

Решение о создании группы дознавателей оформляется отдельным постановлением или отражается в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимается начальником органа дознания. Постановление должно перечислить всех дознавателей, которым поручено производство дознания, и указать дознавателя, назначаемого руководителем группы дознавателей. Группа дознавателей может состоять из должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей должен быть объявлен подозреваемому, обвиняемому.

В обязанности руководителя группы дознавателей входит принятие уголовного дела к производству, организация работы группы дознавателей, руководство действиями других дознавателей, составление обвинительного акта.

Руководитель группы дознавателей принимает следующие решения:

1) выделение уголовных дел в отдельное производство в порядке;

2) прекращение уголовного дела полностью или частично;

3) приостановление или возобновление производства по уголовному делу;

4) письменное уведомление о подозрении в совершении преступления;

5) привлечение лица в качестве обвиняемого и объём предъявляемого ему обвинения;

6) направление обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы;

7) возбуждение перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания;

8) возбуждение с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих санкции суда[7].

Законодатель имеет право на последовательное увеличение срока дознания, например, согласно ч. 3 ст. 223 УПК РФ время производства дознания 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Прокурор имеет право на продление срока до 30 суток, если есть необходимость. При необходимости включая случаи связанные с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев. Есть исключительные случаи, которые связанны с исполнением запроса о правовой помощи, которые могут повлиять на продление срока дознания до 12 месяцев.

Прокурор осуществляет надзор за осуществлением дознания и исполняет задачи в области процессуального руководства дознанием. Так, в полномочия прокурора входит дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства, направленного на избрание, отмену или изменение меры пресечения либо на производство иного процессуального действия, допущенного на основании судебного решения; утверждение постановления дознавателя о прекращении уголовного дела. Ведомственный контроль осуществляется начальником органа дознания и начальником подразделения дознания.

При особом месте процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого во время реализации предварительного следствия к особенности дознания относится уведомление о подозрении.

Согласно ст. 223. 1 УПК РФ при возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления и получении в ходе дознания достаточных сведений, приводящих к подозрению лица в совершении преступления, дознаватель должен составить письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, а копию документа вручить подозреваемому и разъяснить ему права подозреваемого, и составить об этом протокол с отметкой о вручении копии уведомления. Подозреваемый по существу подозрения должен быть допрошен дознавателем в течение 3 суток с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления.

Другой отличительной характеристикой, отличающей данную форму, является особенность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Статья 224 УПК РФ говорит о праве дознавателя подать перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу лица, которое подозревается в совершении преступления. Данная процедура реализуется в порядке, общем для двух форм и устанавливается в ст. 108 УПК РФ.

При избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу.

Если составление обвинительного акта в определённый законом срок невозможно подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, указанном в главе 23 УПК РФ, после чего продолжают производство дознания.

Если окончание дознания в срок до 30 суток невозможно, и основания для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу отсутствуют, суд может продлить срок до 6 месяцев.

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (ред. от 14.04.14) // Российская газета. – 2009. – № 7.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (от 08.03.2015) // Российская газета – Специальный выпуск. – 2001. — № 2861.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.10.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1996. № – 25. Ст. 2954.

Дознание как форма предварительного расследования

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

  1. дознание;
  2. предварительное следствие.

Подобная дифференциация обусловлена большим количест­вом, как материально-правовых, так и процессуальных предпо­сылок: различной тяжестью расследуемых преступлений и т. д.

Читайте также:  Выселение прописанного человека из квартиры – не собственника

Вместе с тем и дознание, и предварительное следствие, яв­ляясь формами одного и тоже же этапа процессуальной дея­тельности — предварительного расследования, направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных за­дач. Следовательно, порядок их осуществления очень близок другу к другу. Это в частности выражается:

  • в общих условиях предварительного расследования,
  • в единых способах собирания и проверки доказательств,
  • в одинаковых требованиях по обес­печению прав и законных интересов участвующих лиц,
  • в иден­тичных средствах государственного принуждения и т.д.

И доз­наватель, и следователь наделены иными общими процессуаль­ными полномочиями; деятельность обоих этих участников осуществляется при условии судебного и ведомственного кон­троля, а также прокурорского надзора.

Что такое незаконные действия

К незаконным действиям закон относит незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, а также иные последствия незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.

Также необходимо добавить, что согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. № 444-О вред, причиненный гражданину в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого, подлежит возмещению за счет казны в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры.

Дознаватель в Министерстве обороны РФ (армии)

В качестве органов дознания выступают также командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Деятельность указанных субъектов в качестве органов дознания раскрывается в Приказе Министра обороны РФ от 19 декабря 2003 г. № 446 «Об организации деятельности органов дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации»; кроме того, имеются указания Министра обороны РФ от 24 марта 2006 г. № 205/2/65, утвердившие Методические рекомендации по вопросам взаимодействия личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации с представителями органов предварительного расследования. Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания — командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных, подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ. Один из них назначается старшим дознавателем, ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

  1. на полк (корабль 1-го ранга) — 5 — 6 дознавателей;
  2. на отдельный батальон (корабль 2-го ранга) — 3 — 4 дознавателя;
  3. на отдельную роту (корабль 3-го ранга, дивизион кораблей 4-го ранга) — 1 — 2 дознавателя;
  4. на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) — 2 — 5 дознавателей.

Особенности производства дознания

Дознание – это упрощенная (ускоренная) форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. Дознание производится в общем порядке либо в сокращенной форме. В отличие от предварительного следствия дознание, производимое в общем порядке (гл. 32 УПК РФ), обладает особенностями, которые можно объединить в три группы.

1.Условием для производства дознания является небольшая общественная опасность преступления (как правило, небольшая или средняя тяжесть преступлений – ч. 3 Ст. 150 УПК РФ).

2.Должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание – это:

— дознаватели ОВД, пограничной службы, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов государственного пожарного надзора и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 Ст. 151 УПК РФ). Производство дознания возможно и группой дознавателей (Ст. 223.2 УПК РФ);

— следователи следственного комитета РФ (проводят дознание в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом) и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (проводят дознание по указанию прокурора).

Дознание как форма предварительного расследования

Расследование в форме дознания по уголовным делам заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам, без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде.

В п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ изложен исчерпывающий перечень составов преступлений, уголовные дела о которых отнесены к компетенции органов дознания. Это такие составы преступлений, как, например, кража без особо квалифицирующих признаков, мошенничество без квалифицирующих признаков, хулиганство без особо квалифицирующих признаков, вандализм и др., а всего более 100 составов преступлений.

Пунктом 2 части 3 статьи 150 УПК РФ прокурору предоставлено право ограничиться дознанием и по другим делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не передавая дело следователю.

Указание прокурора о производстве дознания может содержаться в отдельном письменном распоряжении прокурора о проведении дознания по делу, которое уже возбуждено. Как правило, указание прокурор дает на стадии возбуждения уголовного дела, однако подобные указания не исключаются и при расследовании преступлений. Основания для таких указаний в законе отсутствуют, поэтому прокурор с учетом сложившейся ситуации и в интересах объективного, всестороннего и в короткие сроки расследования уголовного дела принимает подобное решение.

В частности, из материалов дела может следовать, что орган дознания при производстве неотложных следственных действий (по делу небольшой и средней тяжести, по которому обязательно следствие) выполнил необходимые и достаточные для окончания расследования действия и передача дела для производства следствия является формальностью. Такое полномочие прокурора позволяет освободить органы следствия от расследования дел, не обладающих процессуальной сложностью, для производства по которым достаточно компетенции органа дознания.

С другой стороны, в соответствии с ч. 4 ст. 150 УПК РФ по письменному указанию прокурора предварительное следствие может производиться и по делам, по которым по общему правилу проводится дознание.

Производство дознания дифференцировано на две разновидности:

  • общий порядок дознания (гл. 32 УПК РФ);
  • сокращенная форма (гл. 32.1 УПК РФ).

По делам частного обвинения производство дознания осуществляется только в случаях, когда дознавателем принято процессуальное решение о возбуждении уголовного дела с согласия прокурора, при наличии основания о неспособности пострадавшего самостоятельно защищать свои права и законные интересы в силу его зависимого, беспомощного состояния либо невозможности самостоятельно установить преступника в силу иных причин (ч. 4 ст. 20 УПК РФ). По этим же основаниям мировой судья вправе направить заявление по делу частного обвинения начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (ч. ч. 1.1 и 1.2 ст. 319 УПК РФ).

Отличия следствия от дознания

Следствие является основной формой предварительного расследования, применяемой для расследования преступлений, характеризующихся повышенной общественной опасностью, тогда как дознание представляет собой упрощенную форму предварительного расследования, допустимую лишь по уголовным делам о преступлениях небольшой или средней тяжести, не представляющих большой сложности в расследовании. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст. 223 УПК РФ дознание проводится по тем же правилам, что и следствие, но за исключением ряда процессуальных особенностей (изъятий).

Основное «различие, — отмечал М.С. Строгович, — между дознанием и предварительным следствием состоит в том, что предварительное следствие есть высшая и более сложная форма расследования, применяемая по делам о более серьезных преступлениях. Дознание — это форма расследования, вспомогательная по отношению к предварительному следствию, заключающаяся в закреплении следов преступления и совершении первоначальных и неотложных следственных действий, с тем чтобы полнее и всестороннее расследование дела было произведено на предварительном следствии».

Субъект расследования. Дознание по уголовным делам осуществляет дознаватель. И лишь в исключительных случаях, предусмотренных п. п. 7, 8 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, дознание может проводиться следователем. Следствие по уголовным делам осуществляет следователь. И лишь при необходимости быстрого обнаружения и закрепления следов преступления, незамедлительного собирания доказательств на первоначальном этапе расследования по делам, по которым обязательно следствие, правом производства неотложных следственных действий обладает также и орган дознания (ч. ч. 1 — 3 ст. 157 УПК РФ). Дознаватель вправе обжаловать любое указание прокурора, но и в этом случае обязан немедленно приступить к его исполнению. Обжалование дознавателем письменного указания прокурора ни при каких обстоятельствах не приостанавливает его исполнения. Следователю указания может дать руководитель следственного органа. Указания прокурора могут быть адресованы следователю только после рассмотрения последним обвинительного заключения (п. 15 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Сроки дознания и следствия. Срок дознания меньше, чем срок предварительного следствия. Он составляет 30 суток, а у предварительного следствия первоначальный срок — 2 месяца. Срок дознания не может быть продлен более чем на 12 месяцев, пределов же продления срока предварительного следствия нет. Срок дознания, осуществляемого органом дознания, продлевает прокурор, а срок предварительного следствия — руководитель следственного органа. Имеются отличия и в основаниях продления такового. Таким образом, для дознания характерны менее длительные процессуальные сроки, которые имеют свои пределы, регламентированные ч. ч. 4 и 5 ст. 223 УПК РФ. Для следствия законодатель устанавливает более длительные процессуальные сроки, которые не имеют максимальных пределов (ч. 5 ст. 162 УПК РФ).

Читайте также:  Как правильно написать служебку на повышение разряда

Процессуальное положение лица, подвергающегося уголовному преследованию. Так, в ходе следствия лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, вначале, как правило, пребывает в статусе подозреваемого, а затем переходит в статус обвиняемого. Вместе с тем лицо может быть привлечено в качестве обвиняемого и без предварительного нахождения в статусе подозреваемого. В ходе дознания лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, приобретает статус обвиняемого лишь во время окончания предварительного расследования — в момент вынесения в отношении его обвинительного акта или обвинительного постановления. Таким образом, на всем протяжении предшествующей процессуальной деятельности дознавателя человек пребывает в статусе подозреваемого.

Степень прокурорского надзора и ведомственного контроля. Так, полномочия прокурора по надзору за дознанием весьма широки. Дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого, в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования; дача обязательных для исполнения письменных указаний о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и многие другие. Степень прокурорского надзора за предварительным следствием менее существенна и сводится лишь к некоторым полномочиям, тогда как большая часть вопросов контроля качества следствия находится в полномочиях ведомственного контроля.

Форма окончания предварительного расследования. Для предварительного следствия характерны такие формы окончания расследования, как прекращение уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и направление уголовного дела в суд с обвинительным заключением (гл. 30, 31 УПК РФ). Помимо этого, предварительное следствие может оканчиваться еще одной специфической формой — направлением материалов уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера (ст. 439 УПК РФ). В свою очередь, дознание может оканчиваться прекращением уголовного дела (гл. 29 УПК РФ) и его направлением в суд с обвинительным актом или обвинительным постановлением (ст. ст. 225, 226 и 226.7 УПК РФ). Кроме этого, дознание может быть окончено посредством смены формы предварительного расследования, т.е. путем передачи уголовного дела для дальнейшего производства следствия.

У дознания и предварительного следствия имеются также иные отличия.

Проблемы определения сроков производства предварительного расследования в форме дознания

В последующем, в результате рассмотрения законопроекта в трех чтениях в Государственной Думе РФ, возврата Советом Федерации РФ законопроекта в Государственную Думу РФ и работы согласительной комиссии, законопроект был принят в изменённом виде, не отвечающем, на наш взгляд, тем целям, которые первоначально ставились инициаторами законопроекта при его разработке.

Действительно, реформа норм УПК РФ, регламентирующих подследственность уголовных дел, по которым производится дознание, повлекла за собой и необходимость реформирования норм о порядке производства дознания. Возникла необходимость изменения сроков производства дознания, введения возможности их продления.

Вместе с тем, в действующей на настоящий момент редакции УПК РФ начальник органа дознания, возглавляя соответствующий орган дознания, лишен полномочий по установлению и продлению сроков дознания.

Начальнику органа дознания определена «созерцательная роль» за сроками производства дознания подчиненными ему дознавателями.

На практике имеют место быть случаи, когда дознавателем предоставлялись прокурору материалы уголовного дела для продления срока дознания, при этом продление срока дознания было не мотивировано, а вызвано лишь халатным отношение дознавателя к своим должностным обязанностям, и срок дознания истек, а перечень необходимых следственных действий дознавателем не выполнен.

Прокурор вынужден продлевать срок дознания, так как законодателем ему не предоставлено иных вариантов поведения.

На наш взгляд, «именно ведомственный контроль начальника органа дознания за действиями дознавателя и возложение на него полномочий по первоначальному продлению срока дознания до 30 суток, могли бы устранить возможные варианты халатного отношения должностных лиц к обязанностям по производству дознания»1.

Начальнику органа дознания необходимо предоставить и аналогичные права по установлению срока дознания при возобновлении ранее приостановленного дознания.

Указанные полномочия позволят начальнику органа дознания более ответственно контролировать сроки производства по уголовным делам, находящимся в производстве органа дознания. Кроме того, перечень должностных лиц органов прокуратуры, уполномоченных на продление сроков дознания, недостаточно конкретизирован в кодексе. Предусмотрено, что срок расследования уголовного дела может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями.

К вышеуказанному перечню не относятся прокуроры транспортных и иных специализированных прокуратур.

Вместе с тем, прокуроры транспортных прокуратур осуществляют надзор за производством дознания дознавателями таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте.

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 137 (ред. от 28 декабря 2007 г.) установлено, что сроки дознания до 6 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев – прокурорами субъектов РФ и приравненными к ним прокурорами, то есть перечень должностных лиц, уполномоченных продлять сроки дознания, обоснованно расширен1.

По нашему мнению, пробел в процессуальном законодательстве в данном случае подлежит устранению внесением изменений в закон.

Предлагается установить следующую последовательность продления сроков дознания: 1. При возбуждении уголовного дела срок дознания составляет 30 суток и может быть продлен на срок до 30 суток мотивированным постановлением начальника органа дознания. 2. По истечении указанного периода, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города, приравненным к ним военным, иным специализированным прокурором и их заместителями. 3. По истечении 6 месячного срока, срок дознания может быть продлен до 12 месяцев прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным, иным специализированным прокурором, но только в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи. Соответствующие поправки необходимо внести в УПК РФ и изложить статью 223 УПК РФ в следующей редакции: «3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен мотивированным постановлением начальника органа дознания до 30 суток. 4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным, иным специализированным прокурором и их заместителями до 6 месяцев

Этап предварительного расследования

Этот вид следственных действий предоставляет возможности для расследования преступления, формирования максимально полной доказательной базы, определения мотивов преступления и соблюдения гражданских прав подозреваемых в его преступлении. На этом этапе хороший уголовный адвокат, сможет проконтролировать правильность действий правоохранительных и отстоять права подозреваемого в нем гражданина.

Предварительное расследование должно проводиться по всем преступлениям уголовного характера, кроме тех, возбуждение которых производится частным образом. Документом, на основании которого начинаются следственные действия, служит постановление о начале расследования по делу. Для поведения следственных мероприятий назначается или один из следователей, или привлекается целая группа следователей и оперативных работников. Второй вариант, как правило, выбирается при расследовании сложных преступлений с большим объемом следственных мероприятий. Во главе группы стоит старший следователь, основная задача которого заключается в координации действий всех ее членов. Ознакомление адвоката с уголовным делом также чаще проводится на данном этапе.

Назначенный на расследование следователь или старший группы по завершении всех следственных мероприятий должен:

  • уведомить подозреваемого, что он имеет право ознакомится с делом лично, либо в присутствии адвоката. Сообщение об этом составляется письменной форме под протокол;
  • уведомить всех иных участников дела, среди которых потерпевший или потерпевшие, истец, ответчик, адвокат и т.п.

Этап предварительного расследования состоит из множества следственных мероприятий, под каждое из которых должен быть составлен протокол, подписанный ознакомленными с ним гражданами. После того, как обвинительное заключение вынесено прокурором, уголовное дело направляется к прокурору и дается старт судебному процессу.

Порядок продления срока расследования

Если возникает необходимость в продлении срока проведения предварительного расследования, то следователь или старший группы обязан направить к имеющему соответствующие полномочия сотруднику из вышестоящей структуры ходатайство с просьбой продлить срок проведения расследования. Этот документ должен быть направлен не менее, чем за пять дней до окончания установленного законом срока.

В ходатайстве указываются:

  • дата начала судебного расследования;
  • даты начала и длительность периодов отсрочек, если они уже были ранее;
  • причины, по которым необходимо продлить срок предварительного расследования;
  • предполагаемый срок окончания расследования;
  • дополнительная информация, если в этом есть необходимость.

Ходатайство должно помочь вышестоящему руководству принять обоснованное решение о продлении или не продлении срока расследования. В случае положительного решения сотрудник, ответственный за проведение следственных действий, должен сообщить об этом всем гражданам, причастным к делу (потерпевшей стороне, обвиняемому). При участии адвоката в уголовном деле, его также нужно поставить в известность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *