Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как считается налог на роскошь в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
За какие модели налог на роскошь вырастет
Теперь в списке числятся 449 моделей автомобилей (в 2022 году их число равнялось 345). Среди них 275 стоят дороже 10 млн руб., а еще 174 — дороже 15 млн руб. Так, в список попали все модели Rolls-Royce, которые были представлены на российском рынке. Также в перечне автомобилей, опубликованных Минпромторгом, можно найти различные модели Mercedes-Benz, BMW, Lexus, Lamborghini, Lamborghini, Land Rover, Maserati, Mercedes-Benz, Porsche, Rolls-Royce, Jaguar, Jeep.
Из российских брендов в список попал только Aurus. Ранее марка была представлена только моделью Senat, теперь список расширили еще четыре версии: Limousine, Senat Armored, Senat Long и Senat Long Armored. Роскошными считаются теперь и несколько моделей Genesis и Lexus и две модели Cadillac.
Как рассчитать транспортный налог на машину?
Итак, для расчета размера транспортного налога в 2023 году в Налоговом кодексе предусмотрена специальная таблица:
Мощность двигателя | Размер налога за 1 л.с. |
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно | 2,5 |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно | 3,5 |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно | 5 |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно | 7,5 |
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) | 15 |
Однако сразу же хочу обратить внимание, что законодательная власть регионов РФ может менять эту таблицу в некоторых пределах.
За какой транспорт нужно платить налог?
Под транспортный налог подпадают не только легковые и грузовые автомобили. Сюда относятся маршрутки и автобусы, мотоциклы и мотороллеры, самолеты и вертолеты, яхты и теплоходы, снегоходы и мотосани, техника на пневматическом и гусеничном ходу, а также другие самоходные, буксируемые, воздушные и водные транспортные средства (ст. 358 НК).
Однако есть виды объектов, которые налогом не облагаются. Так, не подпадают под налогообложение легковушки для инвалидов, а также автомобили с мощностью двигателя до 100 л. с. (до 73,55 кВт), приобретенные через систему соцзащиты населения. Налог не платят за промысловые речные и морские суда, а также за технику, зарегистрированную на сельхозпроизводителей и используемую в соответствующих целях (тракторы, самоходные комбайны, машины для перевозки молока, скота, птиц и т. п.). Еще с начала 2020 года освобождены от налога весельные и моторные лодки мощностью до 5 л. с.
За транспорт, находящийся в розыске, разумеется, платить не нужно. Однако и розыск должен быть объявлен по всем правилам — владелец угнанной машины написал заявление в полицию, обратился в ГИБДД. Факт угона должен подтверждаться не только словами хозяина, но и справкой уполномоченного органа.
Ставки налога для физических лиц
Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.
Регион / Ставка руб. за 1 л.с. | 0-100 | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 251+ |
Республика Адыгея | 10 | 20 | 40 | 70 | 130 |
Алтайский край | 10 | 20 | 25 | 60 | 120 |
Республика Алтай | 10 | 14 | 20 | 45 | 120 |
Амурская область | 15 | 21 | 30 | 75 | 150 |
Архангельская область | 14 | 24 | 50 | 75 | 150 |
Астраханская область | 14 | 27 | 48 | 71 | 102 |
Республика Башкирия | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Белгородская область | 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Брянская область | 10 | 18 | 40 | 75 | 130 |
Республика Бурятия | 9.5 | 17.9 | 25.5 | 38.3 | 76.5 |
Владимирская область | 20 | 30 | 40 | 75 | 150 |
Волгоградская область | 9 | 20 | 40 | 75 | 150 |
Вологодская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Воронежская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Дагестан | 8 | 10 | 35 | 50 | 105 |
Еврейская АО | 8 | 16 | 40 | 60 | 95 |
Забайкальский край | 7 | 10 | 20 | 33 | 65 |
Ивановская область | 10 | 20 | 35 | 60 | 120 |
Республика Ингушетия | 5 | 7 | 10 | 30 | 40 |
Иркутская область | 10.5 | 14.5 | 35 | 52.5 | 105 |
Республика Кабардино-Балкария | 7 | 15 | 35 | 65 | 130 |
Калининградская область | 2.5 | 15 | 35 | 66 | 147 |
Республика Калмыкия | 11 | 22 | 47 | 75 | 150 |
Калужская область | 10 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Камчатский край | 9 | 24 | 40 | 68 | 130 |
Республика Карачаево-Черкесия | 7 | 14 | 25 | 35 | 95 |
Республика Карелия | 6 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Кемеровская область | 8 | 14 | 45 | 68 | 135 |
Кировская область | 20 | 30 | 44 | 60 | 120 |
Республика Коми | 15 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Костромская область | 14 | 26.8 | 38 | 60 | 120 |
Краснодарский край | 12 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Красноярский край | 5 | 14.5 | 29 | 51 | 102 |
Республика Крым | 5 | 7 | 15 | 20 | 50 |
Курганская область | 10 | 27 | 50 | 75 | 150 |
Курская область | 15 | 22 | 40 | 70 | 150 |
Ленинградская область | 18 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Липецкая область | 15 | 28 | 50 | 75 | 150 |
Магаданская область | 6 | 8 | 12 | 18 | 36 |
Республика Марий Эл | 25 | 35 | 50 | 90 | |
Город Москва | 12 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Мордовия | 17.3 | 25.9 | 37.9 | 75 | 150 |
Московская область | 10 | 34 | 49 | 75 | 150 |
Мурманская область | 10 | 15 | 25 | 40 | 80 |
Ненецкий АО | 25 | 50 | |||
Нижегородская область | 22.5 | 31.5 | 45 | 75 | 150 |
Новосибирская область | 6 | 10 | 30 | 60 | 150 |
Омская область | 7 | 15 | 30 | 45 | 90 |
Оренбургская область | 15 | 50 | 75 | 150 | |
Орловская область | 15 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Пензенская область | 15 / 21 | 30 | 45 | 75 | 150 |
Пермский край | 25 | 30 | 50 | 58 | |
Приморский край | 18 | 26 | 43 | 75 | 150 |
Псковская область | 13 / 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Ростовская область | 12 | 15 | 45 | 75 | 150 |
Рязанская область | 10 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Самарская область | 16 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Санкт-Петербург, город | 24 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Саратовская область | 14 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Сахалинская область | 10 | 21 | 35 | 75 | 150 |
Свердловская область | 2.5 | 9.4 | 32.7 | 49.6 | 99.2 |
Республика Северная Осетия | 7 | 15 | 20 | 45 | 90 |
Город Севастополь | 5 | 7 | 25 | 75 | 100 |
Смоленская область | 10 | 20 | 40 | 60 | 100 |
Ставропольский край | 7 | 15 | 36 | 75 | 120 |
Тамбовская область | 20 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Республика Татарстан | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Тверская область | 10 | 21 | 30 | 45 | 90 |
Томская область | 5 | 8 | 20 | 30 | 75 |
Тульская область | 10 | 25.4 | 50 | 75 | 150 |
Республика Тыва | 7 | 11 | 20 | 30 | 70 |
Тюменская область | 10 | 30 | 34 | 40 | 66 |
Республика Удмуртия | 8 | 20 | 50 | 75 | 100 |
Ульяновская область | 12 | 30 | 45 | 65 | 115 |
Хабаровский край | 12 | 16 | 30 | 60 | 150 |
Ханты-Мансийский АО | 5 | 7 | 40 | 60 | 120 |
Республика Хакасия | 6 | 15 | 25 | 40 | 75 |
Челябинская область | 7.7 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Республика Чечня | 7 | 11 | 24 | 48 | 91 |
Республика Чувашия | 13 | 23 | 50 | 75 | 150 |
Чукотский АО | 5 | 7 | 10 | 15 | 30 |
Республика Якутия | 8 | 13 | 17 | 30 | 60 |
Ямало-Ненецкий АО | 15 | 24.5 | 25 | 37.5 | 75 |
Ярославская область | 15.8 | 28.1 | 45 | 68 | 145 |
Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ТС), являющиеся объектами налогообложения (ст. 357 НК РФ). Налоги на автомобили для физических лиц по умолчанию уплачивают их владельцы. Автоналог на грузовые автомобили и спецтехнику также уплачивают их собственники, как правило, ими являются ИП и юрлица.
Если владелец выдал другому лицу доверенность на право пользования и распоряжения ТС, то в этом случае дорожный сбор оплачивает лицо, указанное в доверенности. При этом владелец ТС должен уведомить налоговую по месту жительства о факте выдаче такой доверенности.
Объекты налогообложения (ч. 1 ст. 358 НК РФ) – автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, снегоходы, мотосани, другие машины и механизмы, воздушные и водные ТС, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.
Какие документы требуются для уплаты транспортного налога с физических лиц
Физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Оно может быть направлено по почте заказным письмом. При этом налоговое уведомление будет считаться полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В налоговом уведомлении на уплату транспортного налога указывается, в частности, фамилия, имя, отчество налогоплательщика, сумма налога, подлежащая уплате, сроки уплаты, установленные законом субъекта РФ, сумма доплат за предыдущие годы.
Также в налоговом уведомлении содержится информация по расчету транспортного налога для каждого транспортного средства, зарегистрированного на налогоплательщика, а именно: объект налогообложения, государственный регистрационный знак транспортного средства, налоговая база (для автотранспортных средств – это мощность двигателя), налоговая ставка, коэффициент (отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде) и сумма налога для данного транспортного средства.
Одновременно с налоговым уведомлением на уплату транспортного налога налогоплательщику — физическому лицу направляется платежный документ. Платежный документ (формы № ПД (налог), должен быть направлен налоговым органом налогоплательщику — физическому лицу в заполненном виде.
Порядок исчисления налога
Годовая сумма транспортного налога исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки (ст. 307-7 НК).
При возникновении (наличии) в течение налогового периода объекта налогообложения транспортный налог исчисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором:
-
произведена государственная регистрация транспортного средства;
-
истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина.
Исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором транспортное средство было снято с учета.
Плательщики-организации за I–III кварталы текущего налогового периода исчисляют и уплачивают авансовые платежи в размере 1/4 суммы транспортного налога, исчисленной исходя из ставки транспортного налога и наличия транспортных средств:
- на 1 января текущего года – за I квартал;
- на 1 апреля текущего года – за II квартал;
- на 1 июля текущего года – за III квартал.
Об уплате транспортного налога организациями
Плательщики налога
Плательщиками транспортного налога являютсяорганизации и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей(глава 28-1 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее — Налоговый кодекс).
Рассмотрим порядок уплаты транспортного налога организациями.
При передаче транспортного средства в финансовую аренду (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель.
Не признаются плательщиками налога:
- республиканские органы государственного управления, иные государственные органы и органы государственного управления, их структурные подразделения с правами юридического лица и территориальные органы, суды, органы прокуратуры, местные исполнительные и распорядительные органы (их структурные подразделения с правами юридического лица);
- организации-перевозчики, включенные в перечни автомобильных перевозчиков, обязанных выполнять автомобильные перевозки транспортом общего пользования;
- войска и воинские формирования.
Исчисление и уплата налога плательщиками особых режимов налогообложения
Организации — плательщики упрощенной системы налогообложения,единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, исчисляют и уплачивают транспортный налог в общеустановленном порядке.
Объекты налогообложения
Объектом налогообложения признаются транспортные средства(легковой автомобиль, прицеп,прицеп-дача, грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль, автобус, мотоцикл, седельный тягач), зарегистрированные за организациями в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел.
Не признаются объектом налогообложения транспортные средства:
- выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц;
- используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
- выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- категории M1 или M1G, приводимые в движение исключительно электрическим двигателем (по 31.12.2025);
- предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
Особенности налогообложения
Транспортный налог подлежит уплате за каждое транспортное средствовне зависимости от участия его в дорожном движении.
Ставки налога
Ставки налога предусмотрены пунктом 2 приложения 27 к Налоговому кодексу. Они зависятот разрешенной максимальной массы, вместимости или определяются за одну единицу транспортного средства.
Ставки транспортного налога, за год (рублей) |
|
Для организации за: |
|
|
|
не более 1 тонны |
162 |
более 1 тонны, но не более 2 тонн |
209 |
более 2 тонн, но не более 3 тонн |
255 |
более 3 тонн |
325 |
|
|
не более 0,75 тонны |
116 |
более 0,75 тонны |
278 |
|
116 |
|
|
не более 2,5 тонны |
278 |
более 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны |
394 |
более 3,5 тонны, но не более 12 тонн |
510 |
более 12 тонн |
580 |
|
|
до 20 включительно |
278 |
от 21 до 40 включительно |
394 |
свыше 40 |
510 |
|
70 |
|
464 |
Тарифы транспортного налога в Беларуси для физических лиц
Для многих граждан Беларуси транспортный налог на автомобиль вошел в число самых крупных и неприятных обязательных расходов. В настоящее время они таковы:
Вид транспорта | Размер пошлины (BYN) |
автомобиль весом не более 1,5 т. | 61 |
автомобиль весом от 1,5 т. до 1,75 т. | 81 |
автомобиль весом от 1,75 т. до 2 т. | 102 |
автомобиль весом от 2 т. до 2,25 т. | 122 |
автомобиль весом от 2,25 т. до 2,5 т. | 142 |
автомобиль весом от 2,5 т. до 3 т. | 162 |
автомобиль весом более 3 т. | 223 |
мотоцикл | 41 |
Что делать собственникам «автохлама», чтобы не платить налог
Владельцам годами простаивающего без движения «автохлама», чтобы не платить транспортный налог, необходимо до 1 июля 2021 года снять машину с регистрационного учета. Как уточнил Дмитрий Кийко до этой даты предполагается установление упрощенной процедуры снятия с учета транспортных средств, по объективным причинам выбывших из дорожного движения. Поэтому не стоит затягивать и откладывать поход в ближайший МРЭО ГАИ.
Как снять с учета автомобиль на утилизацию для частных автовладельцев, списать и сдать в утиль транспорт, принадлежащий организациям, смотрите по ссылке.
Если машина в аварийном состоянии или не исправна, но пригодна к восстановлению, то её можно продать в таком виде как она есть. Как правильно снять с учета неисправный автомобиль для продажи, информация по ссылке.
Кто освобожден от уплаты транспортного налога
Местные Советы депутатов или по их поручению исполнительные и распорядительные органы имеют право полностью или частично освобождать от уплаты транспортного налога физических лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, по транспортным средствам, не используемым при осуществлении предпринимательской деятельности.
Освобождаются от транспортного налога транспортные средства:
- выбывшие из обладания его собственника (владельца) в результате противоправных действий других лиц — угона (кражи);
- в отношении которых не истек срок действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, за выдачу которого была уплачена государственная пошлина;
- снятые с учета до 1 июля 2021 года;
- используемые для оказания медицинской помощи, в том числе скорой медицинской помощи;
- выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
- категории M1 или M1G*(электромобили), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, — по 31 декабря 2025 года;
- у плательщиков-организаций — предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись: «Социальная служба»;
- обращенные в доход государства по решению компетентного органа;
- специально оборудованные для использования инвалидами и имеющие соответствующую запись в свидетельстве о регистрации транспортного средства.
Прекращение уплаты транспортного налога
Одновременно с 1 января 2022 года для организаций вводится новый порядок освобождения от уплаты налога в отношении принудительно изъятых транспортных средств. Речь идет о транспортных средствах, право собственности организации на которые было прекращено в связи с их принудительным изъятием по основаниям, предусмотренным законодательством (к примеру, по решению суда или судебного пристава).
Напомним, сейчас порядок прекращения налогообложения данных транспортных средств не установлен, и момент такого прекращения определяется датой их снятия с регистрационного учета. С начала 2022 года момент прекращения исчисления налога на изъятый транспорт станет определяться моментом самого изъятия независимо от даты снятия транспортного средства с регистрационного учета.
Для прекращения уплаты налога в указанном порядке организации необходимо будет подать в ИФНС заявление, форму и формат которого позже утвердит ФНС России. С таким заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства. Однако если организация не представит подтверждающие документы, это не лишит ее права на прекращение уплаты налога с момента изъятия транспорта.
В таких ситуациях ИФНС самостоятельно запросит сведения, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства, у органов и должностных лиц, у которых имеются эти сведения. Орган/должностное лицо, получившие запрос налогового органа, исполняют его в течение 7 дней со дня получения.
Заявление организации рассматривается ИФНС в течение 30 дней со дня получения, но, если к заявлению не приложены подтверждающие документы, срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней.
По итогам рассмотрения заявления плательщику направляется уведомление о прекращении исчисления налога. В уведомлении должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого прекращается исчисление налога.
В любом случае исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство было принудительно изъято у его собственника (п. 3.4 ст. 362 НК РФ).
Порядок и сроки уплаты транспортного налога
Обычно уведомление налоговая служба присылает в бумажном виде на почту собственника ТС. В этом уведомлении указана ставка и сумма налога по каждому транспортному средству. Также прилагается квитанция для оплаты через банк.
Более продвинутые граждане могут получить информацию о начисленных налогах в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС и тут же оплатить его, например, с помощью банковской карты. Рекомендуем не ждать бумажную квитанцию, а получить доступ в личный кабинет налогоплательщика (как это сделать, описывается на сайте ФНС) и произвести уплату налога, не нарушая сроки. Бумажная квитанция может и не прийти вовсе по каким-то причинам.
Транспортный налог необходимо уплатить до 1 декабря года, следующего за расчетным. Так, налог за 2018 необходимо уплатить до 1 декабря 2019 года.
Для юридических лиц
В некоторых регионах могут иметь место отчетные периоды, равные кварталам, по истечение которых необходимо оплатить авансовые платежи по транспортному налогу.
Срок уплаты по итогам года также зависит от региональной политики, но этот срок не может быть ранее чем 1 февраля года, следующего за расчётным.
Налоговые ставки на легковые авто с объемом двигателя более 3000 куб.см, произведенных или ввезенных в Казахстан после 31 декабря 2013 года
Объем двигателя, куб.см |
Налоговая ставка в МРП |
От 3 000 до 3 200 включительно |
35 |
От 3 200 до 3 500 включительно |
46 |
От 3 500 до 4 000 включительно |
66 |
От 4 000 до 5 000 включительно |
130 |
От 5 500 |
200 |
Что будет, если не заплатить налог вовремя?
Оплатить свою налоговую задолженность граждане могут с помощью приложения своего банка. Если не сделать это вовремя, то могут быть проблемы.
Срок для уплаты транспортного налога за прошлый год истек 1 апреля 2023 года. Это значит, что скоро лица, которые не уплатили налог, получат уведомления о задолженности. Через 30 рабочих дней после отправки уведомления готовится приказ о взыскании задолженности. Если гражданин игнорирует и приказ, то через несколько дней он отправляется судебным исполнителям.
Если долг попадает к исполнителям, то к сумме долга начинает добавляться размер штрафа. Также на сумму долга начисляется пени. Иными словами, каждый день промедления с оплатой будет способствовать росту задолженности. Платить рано или поздно все равно придется, но только в более крупном размере, чем, если бы гражданин заплатил вовремя без напоминаний.
Кстати, возможности у судебных исполнителей довольно обширные. Они могут наложить арест на банковский счет гражданина или закрыть ему выезд за границу.