Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция, как получить лицензию на такси в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие
Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:
Обычный гражданин | От 2 до 2,5 тыс. руб. |
Должностное лицо | От 4 до 5 тыс. руб. |
Юридические лица | От 40 до 50 тыс. руб. |
Требования, предъявляемые к водителю и автомобилю
Федеральное законодательство регламентирует условия и порядок получения лицензии на машину для работы в такси, но к самому транспортному средству особых ограничений не предусматривает. То есть, не имеет значения марка автомобиля, тип силового агрегата и кузова, объем двигателя, вид трансмиссии и пр. Обязательным является:
- наличие оранжевого фонаря на крыше;
- нанесение на боковые поверхности кузова такси шахматки контрастного цвета;
- установка таксометра.
Дополнительные требования к машине вправе устанавливать местные власти. Это может касаться цветового оформления авто. Например, в Москве лицензию выдают владельцам автомобилей желтого цвета, а в Подмосковье – белого. В большинстве российских городов окрас такси не имеет значения.
Каждые полгода в обязательном порядке проводится технический осмотр автомобиля, а перед началом рабочей смены проверяется исправность ТС. Осмотром может заниматься механик компании-перевозчика или ИП самостоятельно.
К водителю такси предъявляются следующие требования:
- наличие не менее 5 лет водительского стажа;
- отличное состояние здоровья, прежде всего, зрения;
- высокая скорость реакции.
Водитель должен быть корректным и сдержанным по отношению к пассажирам. Перед началом рабочей смены и по ее окончании он должен проходить медосмотр, а каждые два года – медкомиссию.
Если требования к автомобилю и водителю не выполняются, то разрешение на такси может быть отозвано. Этого следует ожидать и при совершении ДТП.
Дата и время прохождения медицинского и технического осмотра перед сменой фиксируются в путевом листе. Этот документ является обязательным для такси. Его отсутствие наказывается штрафом в размере 500 рублей, но только для наемного сотрудника. Если же водитель является индивидуальным предпринимателем, то должен будет заплатить 30 000 рублей. Такая же сумма вносится и за отсутствие какой-либо отметки в путевом листе, например, штампа о прохождении предрейсового медосмотра. В том случае, когда нет еще и отметки о техосмотре, размер штрафа увеличивается вдвое и достигает 60 000 рублей.
Наличие путевого листа обязательно для всех водителей такси, вне зависимости от того является ли он ИП или трудоустроен по договору. Документ выдается на 1 сутки, но может быть действительным и на протяжении одного месяца, при условии ежедневного внесения отметок о мед- и техосмотрах. Организация вправе использовать бланк, форма которого утверждена Госкомстатом РФ, или же собственный, но соответствующий всем требованиям Минтранса России. В нем должны отражаться следующие данные:
- название документа, его порядковый номер, период действия;
- информация о владельце транспортного средства (название организации, правовая форма, контактные данные);
- сведения о водителе (ФИО, отметки о прохождении медицинского осмотра);
- сведения об автомобиле (модель, регистрационный номер, время выезда на маршрут и возвращения, данные о пробеге, расходе топлива и т. п.);
- информация о маршруте.
Путевой лист – это, прежде всего, отчетный документ, необходимый для ведения бухучета в транспортных организациях. По данным, указанным в нем, происходит списание ГСМ, начисление налогов и зарплаты сотрудникам. Если таксист работает в транспортной компании, то путевые листы оформляет именно она. В том случае, когда водитель является ИП, он может купить бланки или скачать их в интернете и распечатать.
Как работает лицензия на такси для водителей?
Лицензия или разрешение – документ, позволяющий водителю такси легально заниматься перевозками пассажиров в 2023 году.
Оформив разрешение, шофер получает такие преимущества:
- доверие со стороны клиентов;
- возможность работать напрямую со службами такси и получать постоянные заказы на перевозки пассажиров, а не «бомбить» по городским дорогам в надежде подвезти попутчика;
- защита от контролирующих органов.
В свою очередь, клиент, который едет на легальном автомобиле с разрешением, получает:
- знание водителем русского языка;
- гарантию того, что шофер прошел мед. освидетельствование перед работой, сел за руль трезвым, в нормальном физическом и психическом состоянии;
- безопасность, которая обеспечивается соблюдением водителем правил дорожного движения;
- прозрачность тарифов расчета стоимости услуги;
- возврат вещей, забытых в машине после поездки.
Учитывая небольшую стоимость лицензии, преимущества от ее оформления кратно покрывают затраты времени и средств на подачу заявки.
Штраф за отсутствие шашек на такси
Статья 11.141 КоАП предусматривает штраф за использование в качестве такси автомобиля, на котором не установлены фонарь такси или наклейки в виде шашек:
3. Отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше указанного транспортного средства —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятидесяти тысяч рублей.
Штраф за отсутствие фонаря или «шашек» составляет 3 000 рублей.
Примечание. В отличие от рассмотренных выше штрафов, данный штраф накладывается только 1 раз. То есть если на машине нет ни фонаря, ни цветографических схем, то будет наложен только 1 штраф в размере 3 000 рублей.
Еще одна особенность данного штрафа — он накладывается не сотрудниками ГИБДД, а сотрудниками органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Документы для получения лицензии и орган, который её выдаёт
Чтобы получить лицензию на работу такси, требуется собрать такой пакет документов:
- копия паспорта гражданина. Когда документы подаются юридическим лицом, подаются копии регистрационных документов предприятия, а также паспорт представителя, и доверенность, дающая права на выполнение подобных функций;
- заявление, написанное в произвольной форме. С образцом заявления можно познакомится в местах сдачи документов (на Интернет-сервисе «Госуслуги» либо на специальном стенде в МФЦ в Москве);
- если используемуе авто эксплуатируется на основании договора аренды или лизинга – копии этих документов;
- копия паспорта авто, на котором планируется проводить перевозку пассажиров в режиме такси;
- договор с компанией, которая имеет лицензию на оказание услуг такси;
- если такого договора нет, документы о регистрации регистрацию юридического лица либо индивидуального предпринимателя;
- документ о внесении госпошлины (отсутствие чека не может стать причиной отказа в рассмотрении документов. Данные об оплате есть в базе данных, к которой имеют доступ сотрудники многофункционального центра либо «Госуслуг». Отказ в приёме документов под подобным предлогом считается незаконным).
Можно ли получить лицензию без ИП?
Законодательство определяет необходимость оформить ИП, а только потом получать лицензию. Однако на практике ситуация выглядит несколько иначе. Многие москвичи обращаются за помощью в посреднические фирмы, которые представляют интересы человека в Минтрансе (именно там выдают лицензии на такси). Конечно, такой вариант потребует дополнительных затрат, зато человеку не придется самостоятельно разбираться во всех нюансах. Ему будет достаточно предоставить в фирму следующий пакет документов:
- паспорт (если человек будет управлять чужим ТС, то дополнительно ему нужно принести паспорт владельца и разрешение на управление автомобилем);
- фотографию;
- документы на автомобиль.
После этого документы будут отправлены в Минтранс. А когда они будут проверены, сам водитель и представитель посреднической фирмы приходят непосредственно в Министерство за ответом. Если никаких вопросов у специалистов Минтранса не возникнет, то сведения об автомобиле будут занесены в единую базу данных.
Вся процедура оформления занимает от 14 до 30 дней. После этого лицензия передается посреднической фирме, а она уже в свою очередь отдает документы водителю после оплаты оказанных услуг.
Если человек засомневается в честности проводимой сделки, он в любой момент может осуществить проверку ее подлинности. Для этого достаточно зайти на официальный сайт Минтранса. Там есть реестр выданных разрешений, в котором легко найти серию выданного документа.
Вариант работы с посредником имеет массу преимуществ, особенно для тех, кто далек от бюрократического мира. Наиболее существенные плюсы заключаются в следующем:
- все документы подготавливает и отправляет в Минтранс фирма-посредник;
- если машина не имеет нужной страховки, то ее оформят за водителя;
- при необходимости фирма сама отправит автомобиль на ТО;
- на руки водитель такси получит не только лицензию, но и другие необходимые для работы документы – диагностическую карту ТО, квитанции об оплате, путевые листы;
- получение разъяснений всех нюансов и тонкостей текущего законодательства, ответов на вопросы о дальнейших действиях и принципах работы;
- помощь в подключении собственного авто к онлайн-службам такси.
Требования к водителю и машине
Прежде чем обращаться в соответствующую инстанцию для получения разрешения на таксомоторную деятельность, следует убедиться, соответствует ли автомобиль определенным нормам.
В Москве машины для пассажирских перевозок должны быть желтого цвета. Если авто другого цвета, есть несколько вариантов для работы: взять в аренду желтую машину либо изменить цвета кузова.
Чтобы работать на собственном авто, не обязательно перекрашивать его. Сегодня любой цвет можно покрыть специальной виниловой пленкой, которая абсолютно не портит оригинальное покрытие и просто наносится. Заказать оклейку авто можно в любом автосервисе.
Как оформить разрешение на таксомоторную деятельность без ИП?
Итак, Вы уже знаете, что получение лицензии предполагает устройство в компанию или регистрацию ИП.
Чтобы открыть ИП, нужно обратиться в налоговую службу и подать необходимые документы. Регистрация занимает не менее пяти дней. Однако открытия ИП недостаточно, чтобы начать работать и получать заказы. Индивидуальный предприниматель после регистрации должен обратиться в Пенсионный фонд для получения уведомления, после этого открыть счет в банке и заказать изготовление штемпеля. Все это дополнительные расходы и немало времени.
Возможно ли оформление лицензии без ИП? Да! Мы предлагаем помощь в получении официальных лицензий на таксомоторную деятельность и гарантируем успех!
Наши услуги абсолютно легальные и прозрачные. Мы оформляем лицензии через наше юридическое лицо – Вы получаете законный и действующий документ, подлинность которого можно проверить по реестру Минтранса.
Какие документы Вам нужны? Всего два: копия паспорта и копия регистрационного свидетельства на машину.
Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:
Обычный гражданин | От 2 до 2,5 тыс. руб. |
Должностное лицо | От 4 до 5 тыс. руб. |
Юридические лица | От 40 до 50 тыс. руб. |
💰 Сколько можно получить за одну поездку и заработать в месяц на примере Яндекс.Такси
При начале работы в такси водитель должен понимать, что та стоимость поездки, которая указывается для пассажира, не будет перечислена ему полностью – придется возместить ряд комиссий диспетчерской службе (или агрегатору), а в случае эксплуатации арендованной машины – таксопарку.
В рамках одной поездки комиссии распределяются следующим образом:
- от 22 до 25% (в зависимости от класса работы от «Эконом» до «Бизнес») – комиссия агрегатору или диспетчерской службе;
- условия предоставления аренды у разных автопарков различаются и могут составлять от 4 до 10% от стоимости поездки, а также могут быть в виде фиксированной платы в день: от 1 000 рублей за машину эконом-класса и до 7 500 рублей за машину бизнес-класса.
Таким образом, за одну поездку, выполненную в рамках класса «Комфорт» при минимальной стоимости 252 рубля (стоимость взята из приложения Яндекс.Такси для города Тулы) водитель получит на свой личный счет:
- 252 рубля – 25% (агрегатору за предоставленный заказ и пользование приложением) – 10% (если автомобиль арендован у таксопарка и размер его комиссии составляет 10%) = 163 рубля 80 копеек.
Если брать полноценный рабочий график с пятью рабочими днями в неделю и продолжительностью смены по 8 часов, то без учета комиссий водитель может получить примерно 57 000 рублей.
Цена на лицензию в столице и области
Цена лицензирования не фиксирована. Ее стоимость устанавливается местной администрацией. Кроме цены за лицензию, получатель должен будет внести госпошлину.
Стоимость лицензионного документа на извоз без открытия ИП:
- получение разрешительного документа составляет 3-5 тысяч рублей, по времени занимает от 7 до 21 дня;
- срочное получение желтых номеров составляет 10-14 тысяч рублей, оформляется в течение трех дней.
Доп.затраты на покраску авто и установку оборудования:
- установка таксометра – до десяти тысяч рублей;
- шашка с надписью такси и оформление разметки в виде шашек с боковых частей авто – до пяти тысяч рублей;
- окраска или оклейка ТС – 10-15 тысяч рублей;
- покупка рации или устройства с поддержкой интернет-соединения – 5 -15 тысяч рублей;
- для индивидуального предпринимателя бланки и квитанции, кассовый аппарат – 2-3 тысячи рублей;
- без оформления индивидуального предпринимательства – кассовый аппарат.
Получение лицензии на такси обязательно как для юридических лиц, так и для водителей-частников, которые занимаются перевозками на легковых такси. При этом лицензированная деятельность таксиста вообще исключает определение частника как физического лица, подрабатывающего таксованием.
]Дело в том, что человек, работающий таксистом на себя и не связанный трудовыми правоотношениями с какой-либо службой такси, всё равно должен пойти и зарегистрировать ИП. По этой причине лицензирование в среде таксистов-одиночек и сейчас, спустя три года с момента вступления в силу новых поправок, остаётся довольно непопулярным делом.
Не понадобится оформление лицензии на такси либо тем водителям, которые занимаются перевозками пассажиров количеством более 8 человек по регулярным маршрутам (об этом подробнее в следующем разделе) либо лицам, вообще не связанным с коммерческими перевозками людей.
Лицензию не выдадут, если очевидно, что заявитель не может обеспечить безукоризненное выполнение хотя бы одного из перечисленных выше требований к самой организации (или ИП) или обслуживанию автомобильного парка. То есть если, например, нет договора с медицинским учреждением, проводящим обязательный медосмотр, нет достаточного для размещения автомобилей помещения, а сами они не оборудованы всем необходимым (таксометром, опознавательным фонарём и т.д.).
Кроме того, лицензия на такси может быть отозвана. Это происходит в случаях, если будут выявлены названные нарушения, или же водители осуществляют перевозку пассажиров вне пределов того региона, в котором выдана лицензия. Последнее обстоятельство требует дополнительного пояснения.
Дело в том, что водители такси не имеют права перевозить людей вне пределов субъекта РФ, на территории которого работают. Допустимо это только в одном виде: если пункт отбытия находится на территории данного субъекта, а пункт назначения — на территории другого.
То есть водитель может забрать своего пассажира дома, отвезти его в соседний регион и вернуться. А вот сажать в машину пассажира не на своей территории запрещено. Правда, бывают исключения. Например, такси, приписанные к Москве, могут развозить людей и на территории Московской области, и наоборот.
Кто может оформить лицензию на частный извоз и сколько это стоит
Получить лицензию на такси можно только на ИП и на юридическое лицо. То есть, при получении данного документа речь идет, прежде всего о том, что соискатель уже должен быть зарегистрированным субъектом, платящим налоги в бюджеты всех уровней. Это первая и самая дорогостоящая часть лицензии на работу. Стоит помнить об этом, когда принимаете решение о начале процедуры лицензирования.
Однако сейчас появилась новая категория субъектов хозяйственной деятельности – самозанятые, которым усиленно предлагается зарегистрироваться. На территории Москвы и области действует эксперимент по «втягиванию самостоятельно занятых категорий граждан в экономический оборот страны». И именно в Москве на сегодняшний день получить лицензию на частный коммерческий извоз могут даже физические лица, ставшие на учет в качестве самозанятых.
Сама лицензия официально выдается бесплатно, но все зависит от того, что именно подразумевать под термином «получение». К примеру, требуется уплатить государственную пошлину, что вполне попадает под категорию «стоимости». А вообще, цены здесь следующие:
- Пошлина за оформление самого лицензионного разрешения – от 3 до 5 тыс. рублей в регионах РФ и 10 тыс. рублей – в Москве (срок выдачи при этом составляет от 7 до 21 рабочего дня);
- Срочное оформление лицензии и получение государственного номера такси желтого цвета – от 10 до 15 тыс. в регионах и до 140 тыс. рублей – в столице (московский эксперимент явно имеет популярность у таксистов – в данном случае срок сокращается до 3 календарных дней).
Наконец, третья часть стоимости всей лицензионной процедуры – расходы на оборудование и окраску автомобиля:
- монтаж официального таксометра – 10 тыс. рублей;
- шахматная разметка – от 5 тыс. рублей (в зависимости от региона);
- полная окраска машины в желтый цвет (или же ее оклейка) – до 13 тыс. рублей;
- монтаж рации – до 50 тыс. рублей в зависимости от региона и выбранной модели.
Однако данные дополнительные услуги обязательными не являются и могут приобретаться по желанию. В отличие от контрольно-кассовой техники:
- Для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц требуется установка кассового аппарата (до 25 тыс. рублей), а также бланки выписки квитанций.
- Для физических лиц (то есть, не ИП и не юридических лиц – самозанятых) требуется простой чековый аппарат (так как собственные бланки на оказываемые услуги самозанятые выписывать не могут).
Стоимость дополнительных услуг при получении лицензии такси для ИП в Москве
Транспортировка бумаг департамент в Москве |
от 1 000 |
Получение и доставка клиенту лицензии |
от 1 000 |
Проверка машины на предмет соответствия требованиям |
от 5 000 |
Выбор другого режима налогообложения |
от 5 000 |
Что нужно ИП для получения лицензии в Москве
Порядок лицензирования ИП в Москве заключается в официальном обращении в Департамент транспорта. Соискатель пишет заявление и прилагает к нему пакет документов:
- СТС;
- ИНН;
- Выписка из ЕГРИП;
- Паспорт;
- ОГРИНП.
Внимание! Если машина, которую предприниматель использует для работы, ему не принадлежит, а взята в аренду, то требуется приложить доверенность на её управление, подписанную официальным владельцем
Однако это лишь часть айсберга, так как для одобрения заявки и предоставления разрешения для ИП в Москве необходимо подготовить машину, соответствующую установленным законом требованиям:
- Жёлтый кузов такси;
- Машину по бокам оклеивают специальной плёнкой с рисунком в виде квадратов, размещённых в шахматном порядке;
- Оснащение оранжевым фонарём, размещаемым на крыше и соединяемым с бортовой сетью;
- Размещение в салоне информации об ИП.