Оставление места ДТП: что грозит, как избежать наказания, будет ли регресс?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оставление места ДТП: что грозит, как избежать наказания, будет ли регресс?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Поскольку в авариях может причиняться вред здоровью людей, а организовать их перевозку до медицинских учреждений получается не всегда, водитель обязан доставить экстренно нуждающихся в помощи пострадавших до больницы на собственном автомобиле. Сразу после этого ему следует вернуть машину на место столкновения.

Комментарии к ст. 12.27 КОАП РФ

1. Объектами рассматриваемого правонарушения являются установленный порядок управления, а также общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Комментируемая статья состоит из двух частей.

3. С объективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, выражаются в невыполнении обязанностей, возложенных на водителей транспортных средств п. 2.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.).

К обязанностям, невыполнение которых влечет ответственность по ч. 1 комментируемой статьи, относятся: остановиться, не трогать с места транспортное средство; включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки; не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию; принять меры для оказания доврачебной помощи пострадавшим и направления их в лечебное учреждение; при необходимости освобождения проезжей части зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортных средств, следы и предметы, относящиеся к ДТП, принять меры для их сохранения; сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и др.

По ч. 2 данной статьи водитель несет ответственность в случае оставления места ДТП в нарушение Правил дорожного движения, т.е. водитель сознательно игнорирует возложенную на него обязанность. Как правило, совершая такие противоправные действия, водитель пытается уйти от ответственности за совершенное ДТП.

По рассматриваемой части статьи нельзя квалифицировать действия водителя, когда он покидает место происшествия для доставления пострадавшего в лечебное учреждение, а при отсутствии пострадавших — для оформления ДТП в ближайшем органе внутренних дел или посту ДПС. В последнем случае должны быть соблюдены условия, изложенные в п. 2.6 Правил дорожного движения (взаимное согласие водителя в оценке случившегося, составление схемы ДТП и др.).

4. По ч. 3 статьи ответственность наступает за нарушение водителем запрета употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования (п. 2.7 Правил дорожного движения). Невыполнение данного запрета представляет собой оконченное административное правонарушение.

5. Субъектом рассматриваемого правонарушения является водитель транспортного средства.

6. С субъективной стороны правонарушение предполагает наличие у виновного прямого умысла.

7. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (роты, батальона) дорожно-патрульной службы, его заместитель (ст. 23.3), а по ч. ч. 2 и 3 данной статьи рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Разъяснения Верховного Суда РФ

В п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:

Ответственность по ст. 12.27 КоАП РФ наступает и в случае, когда ДТП произошло на дороге в пределах прилегающей территории

Статьей 12.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие имело место на дороге, в том числе на дороге, находящейся в пределах прилегающей территории (например, на парковке).

В соответствии с пунктом 1.2 ПДД РФ дорожно-транспортным происшествием является событие, возникшее в процессе движения, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Субъект правонарушения, предусмотренного ст. 12.27 КоАП РФ

С учетом этого административной ответственности по статье 12.27 КоАП РФ подлежит водитель транспортного средства, причастный к дорожно-транспортному происшествию. В случае, когда участниками дорожно-транспортного происшествия являются лица, управляющие велосипедом, возчики или другие лица, непосредственно участвующие в процессе дорожного движения (например, пешеход, пассажир транспортного средства) и нарушившие ПДД РФ, их действия (бездействие) могут быть квалифицированы по соответствующей части статей 12.29, 12.30 КоАП РФ.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ

К действиям водителя транспортного средства, образующим объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.27 КоАП РФ, относится невыполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2.5, 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ (например, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию, принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (оставление места ДТП)

При этом оставление водителем в нарушение требований ПДД РФ места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, в том числе до оформления уполномоченными должностными лицами документов в связи с таким происшествием либо до заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования в установленных законом случаях, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ.

Читайте также:  Масло 4-ст и 6-ст акпп Киа Рио 3 (2011-2017)

По данной норме также квалифицируется невозвращение водителя к месту дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, после доставления им пострадавшего на своем транспортном средстве в лечебное учреждение в экстренных случаях при невозможности отправить пострадавшего на попутном транспортном средстве.

Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ (оставление места ДТП)

Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных данной нормой, судье в каждом случае необходимо устанавливать вину водителя в оставлении им места дорожно-транспортного происшествия, учитывая при этом конкретные фактические обстоятельства (например, погодные условия, габариты транспортного средства, характер наезда или столкновения, размер и локализацию повреждений), которые могут быть подтверждены любыми полученными с соблюдением требований закона доказательствами, в том числе показаниями свидетелей.

Оставление места «бесконтактного» ДТП водителем, нарушившим ПДД

К административной ответственности по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ может быть привлечен водитель транспортного средства, допустивший нарушение требований ПДД РФ, которое стало причиной дорожно-транспортного происшествия с участием других транспортных средств (другого транспортного средства), вне зависимости от того, вступило ли управляемое им транспортное средство в механическое взаимодействие с другими транспортными средствами (транспортным средством), физическими лицами или материальными объектами, при условии, что этот водитель был осведомлен о факте дорожно-транспортного происшествия, однако умышленно оставил место дорожно-транспортного происшествия.

Употребление алкогольных напитков после оставления места ДТП — ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ

В том случае, если после оставления места дорожно-транспортного происшествия водитель, причастный к нему, не выполнил требования ПДД РФ о запрещении употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества, его действия дополнительно подлежат квалификации по части 3 статьи 12.27 КоАП РФ. При этом доказательством состояния опьянения такого водителя будет являться акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Невыполнение водителем транспортного средства законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (в целях подтверждения либо опровержения факта употребления указанных напитков или веществ после дорожно-транспортного происшествия) образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного соответствующей частью статьи 12.26 КоАП РФ.


Разъяснения, содержащиеся в утратившем силу пункте 11 Постановления ВС РФ от 24.10.2006г. № 18

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержались следующие разъяснения:

Часть 1 статьи 12.27 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных пунктами 2.5, 2.6, 2.6.1 ПДД, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.

Какие действия водителя являются правонарушением по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ?

Смотрите, какая тема — Оставление места ДТП: что грозит, как избежать наказания, будет ли регресс?

  1. Оставление места ДТП ставит уехавшего водителя в невыгодное положение – в 2022 году ему грозит лишение прав или административный арест по части 2 ст. 12.27 КоАП РФ, а в случае тяжкого вреда здоровью или смерти людей – вплоть до 15 лет лишения свободы.
  2. Но не в каждой ситуации лишают прав. Есть случаи, когда суровой санкции можно избежать.
  3. Если вы не заметили ДТП и уехали – у вас отсутствовал умысел скрываться с места происшествия. Обычно в таких случаях суды переквалифицируют дело на часть 1 ст. 12.27 КоАП, где предусмотрен штраф в 1 000 рублей.
  4. А вот с бесконтактным ДТП всё гораздо сложнее.

    Если водитель заметил, что спровоцировал аварию, но уехал – его могут привлечь как за оставление места ДТП (на это указал Верховный Суд).

  5. Когда вы уехали, но успели вернуться на место инцидента до приезда ДПС – лишение прав вам также не грозит. Ведь у вас отсутствовал умысел скрываться, и вы приехали.
  6. Если был оформлен европротокол или соблюдались условия для его оформления, то оба участника ДТП могут разъехаться без последствий. Данная ситуация не считается покиданием места происшествия. Но нужно позаботиться об оформлении расписки (если виновник возмещает ущерб потерпевшей стороне).
  7. Крайняя необходимость также играет в пользу уехавшего водителя.

    Но на практике суд может не поверить и привлечь по части 2 ст. 12.27 КоАП, так что нужны доказательства экстренного отъезда.

  8. Сотрудники ГИБДД неохотно ищут скрывшихся водителей. Поэтому в ваших интересах организовать поиски самостоятельно.
  9. Страховые возмещают ущерб по ОСАГО только при идентификации автомобиля уехавшего водителя или его самого.

    Пострадавшие в аварии могут обратиться за выплатами в РСА.

  10. На практике 2022 года есть два рабочих способа избежать лишения прав за оставление места ДТП – либо выждать 3-месячный срок привлечения к ответственности по суду, либо воспользоваться ст. 51 Конституции РФ и не свидетельствовать против себя и своих родных.
  11. Пешеходов, велосипедистов и самокатчиков также наказывают – но не за оставление места ДТП, а за несоблюдение ПДД. Но, в отличие от водителей, пешеходов могут лишь оштрафовать на сумму от 500 до 1 500 рублей. Если установить причинение ущерба машине от действий пеших участников ДТП, с них можно взыскать компенсацию за ремонт – в рамках гражданского производства.

Оставление места ДТП, как и езда в пьяном виде – считается грубым правонарушением. Скрывшиеся водители рискуют остаться без прав на 1,5 года, а в ряде случаев сесть в тюрьму на срок до 15 лет. Однако вопрос покидания места аварии не так прост, как кажется.

Бывают случаи, когда водитель не замечает контакта с другой машиной, успевает вернуться до приезда сотрудников ГИБДД или действует в состоянии крайней необходимости. Поэтому за оставление ДТП далеко не всем грозят лишение прав и другие санкции. Давайте разберёмся, что считается покиданием места происшествия, что за это грозит, как избежать наказания, получить выплаты по ОСАГО и как действовать, если вы виновник или потерпевший.

Читайте также:  Размеры ежемесячного пособия на ребенка, выплачиваемого родителям (усыновителям)

Действия водителя при розыске автомобиля за уезд с дорожно-транспортного происшествия

При оставлении места ДТП автомобиль виновного объявят в розыск, впрочем, как и самого виновного. Только в редких случаях второй участник ДТП не заявляет о сокрытии другого с места аварии. Не стоит надеяться на то, что получится скрываться до тех пор, пока не истечет срок исковой давности. Разыскивать будут всеми доступными способами, поэтому не стоит надеяться, что о вас забудут или вас не найдут. Скрывшегося с места аварии водителя в большинстве случаев находят. Если найдут, то, наказания в виде лишения прав или ареста не избежать.

Если скрывшегося водителя не найдут, то ему повезло, но таких случаев минимум, практически нулевой процент. Поэтому для того, чтобы не получить наказание по полной, то есть 18 месяцев лишения прав или все 15 дней «за решеткой», лучше сознаться добровольно и прийти с повинной.

Желательно с места аварии вообще не уезжать, потому что с точностью не известно, кого в итоге инспекторы признают виновным.

Намного хуже будет ситуация, в результате которой погиб или пострадал человек. В такой ситуации водителя покинувшего место аварии будут судить по УК и наказания вам все равно не избежать и сроки давности здесь совсем другие, намного больше трехмесячного срока.

Неумышленное оставление места ДТП

Например, к такому действию можно отнести случай, когда водитель уезжает с территории ДТП, потому что не заметил, что оно произошло. Причинами такой ситуации могут быть:

  • плохая видимость, связанная с погодными условиями;
  • ухудшение слышимости, например, из-за громкой музыки в автомобиле;
  • отсутствие какого-либо звука, свидетельствовавшего о наезде.

Согласно закону, покидать место совершения ДТП – запрещено, об этом указано в ст. 12.27 Кодекса об Административных правонарушениях. Санкции за данное нарушение могут быть следующие:

  • лишение водительских прав на срок до 1 года;
  • административный арест на срок до 15 суток.

Как доказать, что оставили место ДТП без злого умысла

Согласно действующему закону, факт оставления места ДТП является подтверждением вины в произошедшей аварии. Тем не менее, лицо, покинувшее место ДТП все же имеет право предоставить в суд доказательства своей невиновности. В результате аварии, когда причинен вред здоровью или, тем более, если погибли люди, она не может считаться незначительной.

Доказать, что действие не имело злого умысла можно в случае:

  • автомобилю нанесены незначительные повреждения;
  • нет пострадавших в ДТП;
  • не подтверждено, что ответчик осмотрел место ДТП и после этого уехал.

Для того чтобы подтвердить отсутствие злого умысла, прежде всего нужно оплатить причиненный ущерб. Решение вопроса мирным путем – важное обстоятельство для смягчения наказания. Если ситуация была вызвана плохими погодными условиями, необходимо получить справку из метеослужбы, так вы сможете подтвердить причину произошедшей аварии. В любом случае, то обстоятельство, на которое вы ссылаетесь, должно быть подтверждено, для того чтобы суд мог приобщить его к материалам дела.

В ходе процесса виновное лицо должно:

  • трезво понимать степень и тяжесть своих действий;
  • раскаиваться;
  • признать свою вину.

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Скрылся равно пьяный – это правда? Последние новости об изменениях

Нет. С некоторых пор по сети блуждает информация о том, что по новым правилам якобы пьяное ДТП приравняли к тому же, как если бы виновник скрылся с места происшествия.

Это неправда и вымысел. А вот «ноги растут» у этого «фейка» из несколько другой – уже официальной информации. Дело в том, что есть в Уголовном кодексе РФ статья за виновность в аварии с пострадавшими или погибшими. До недавних пор здесь существовали более строгие наказания, если есть вред здоровью или жизни людей, а виновник был пьян. Это логично, не правда ли?!

Так вот, недавно вступил в силу новый закон, согласно которому более строгие наказания ждут не только пьяного водителя, но и если тот скрылся с места ДТП. И эти меры ответственности одинаковы как для опьянения, так и для покидания. Что тоже ведь логично, чтобы водители в состоянии опьянения не оставляли место аварии в целях более мягкого наказания.

У нас есть отдельная специальная статья об этом.

Что требуется для возврата водительского удостоверения после истечения срока лишения права управления, назначенного за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся?

1. ? Только проверка знания водителем Правил дорожного движения.
2. ? Проверка знания водителем Правил дорожного движения и медицинское освидетельствование его на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.
3. ? Проверка знания водителем Правил дорожного движения и уплата наложенных на него штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения.
Читайте также:  Прекращение и окончание исполнительного производства. Просто и доступно.

В соответствии с ч.4.1 ст.32.6 КоАП в случае лишения водителя права управления за оставление им в нарушение ПДД места ДТП, участником которого он являлся (ч.2 ст.12.27 КоАП), для возврата водительского удостоверения после истечения срока лишения права управления требуются проверка знания водителем ПДД и уплата наложенных на него штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения (гл.12 КоАП).

Что делать, если при ДТП пострадали люди?

В пункте 2.6 ПДД утверждены действия, которые должен выполнить водитель, если произошел наезд на пешехода. К этим действиям относится вызов полиции и скорой медицинской помощи. В экстренном случае требуется доставка раненного человека в больницу. И хотя Правилами указано, что отправка может быть выполнена попутным транспортом, чаще это происходит транспортом, который участвовал в дорожном происшествия.

По КОАП РФ, такое оставление расценивается не как нарушение, если после оставления пострадавшего водитель на этом транспортном средстве вернулся к месту происшествия. Важно! В момент регистрации раненного человека в больнице на посту необходимо оставить свои данные:

  • ФИО;
  • регистрационный номер автомобиля;
  • данные с удостоверения водительского или с паспорта.

Какие штрафы за ДТП в Казахстане в 2023 году

Штрафы за ДТП в Казахстане в 2023 году
Нарушение участником дорожного движения правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, то есть вынудившее других участников движения резко изменить скорость, направление движения. 10 МРП (34 450 тнг на 2023 год) ст. 606 ч. 1
Нарушение водителями ТС установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, повлекшее повреждение транспортных средств, грузов, дорог, дорожных и других сооружений или иного имущества, причинившее материальный ущерб. 20 МРП (69 000 тнг на 2023 год) или лишение прав на 6 мес. ст. 610 ч. 1
То же действие, повлекшее причинение потерпевшему легкого вреда здоровью. 40 МРП (138 000 тнг на 2023 год) или лишение прав на 9 месяцев ст. 610 ч.2
Те же действия, совершенные лицом, не имеющим права управления транспортными средствами. 60 МРП (207 000 тнг на 2023 год) ст. 610 ч.3
Оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся. 50 МРП (172 500 тнг на 2023 год) или лишение прав на 1 год ст. 611 ч.2

Часто задаваемые вопросы

1. Виновник не приходит в административный суд на разбирательство. Что делать?

Если виновник аварии не приходит на судебное заседание, то дело будет откладываться. Если по истечении 15 дней виновник не придет в административный суд, решение вынесут без него.

2. В дорожной полиции говорят, чтобы я сам искал виновника. А где я его найду?

В ваши обязанности поиск виновника не входит. Это задача сотрудников дорожной полиции и/или судей. Иногда сотрудники дорожной полиции пытаются переложить эту проблему на потерпевшую сторону, понимая, что потерпевший как никто другой заинтересован в быстром решении дела. Однако вам решать — оказывать содействие в поиске виновника или пусть сотрудники УДП сами выполняют возложенные на них обязанности.

3. После аварии мне ничего не выдали на руки, никакого документа. Разве это правильно?

На месте аварии обычно составляются следующие документы:

— схема аварии

— объяснительные участников аварии

— протокол (выписывается на предполагаемого виновника аварии).

На руки водителям должны выдать:

— копию протокола (выдается тому водителю, на кого он выписан)

— справку о ДТП (выдается для того, чтобы водитель при передвижении по городу на разбитом автомобиле мог объяснить при проверке, почему автомобиль в таком состоянии)

— направление на прохождение медицинского освидетельствования.

Схема аварии и объяснительные, как правило, водителям не выдаются. Они подшиваются к делу. В соответствии с законом любой участник аварии имеет полное право получить доступ ко всем материалам дела (ст. 584, 585 КОАП).

4. В какие сроки УДП (административный суд) рассматривает дело?

Срок рассмотрения стандартной аварии — 15 дней. Если в аварии есть пострадавшие, травмы которых носят достаточно тяжелый характер (серьезные ушибы, переломы и т.п.), то срок рассмотрения дела составляет два месяца.

В особых случаях срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более, чем на месяц. Основаниями для продления дела являются проведение дополнительных экспертиз (автотехнические, автотрассологические), доследование, когда кто-то из участников дела заявляет ходатайство о привлечении дополнительных свидетелей и т.п.

5. ГАИ (суд) уже вынесла решение, но не выдает документы, пока виновник не оплатит штраф. Что делать?

В соответствии с законом постановление (решение о признании виновности) должно быть немедленно вручено всем участникам аварии, в том числе и пострадавшей стороне, независимо от того, оплачен штраф или нет (ст. 635 КОАП).

6. Как узнать, где застрахован виновник?

В большинстве случаев эта информация есть в материалах дела по ДТП. В объяснительной виновника либо в протоколе есть название страховой компании.

7. Я хочу сразу сделать независимую экспертизу, чтобы отдать результат в страховую компанию. Назовите адреса экспертных компаний.

Не рекомендуется делать независимую экспертизу до проведения осмотра автомобиля страховой компанией. Во-первых, в соответствии с законом вы должны предоставить страховой компании возможность осмотреть ваш автомобиль и произвести оценку. Во-вторых, услуги независимого эксперта обойдутся вам в 7500-20 000 тенге. Если вас устроит оценка страховой компании, деньги, оплаченные независимому эксперту, вам, к сожалению, никто не вернет.

8. Почему я должен сам все делать за виновника? Я же потерпевший!

В соответствии с законом у потерпевшего нет никаких обязанностей, у него есть только права. Однако в этих правах указано, что потерпевший имеет право вместо виновника произвести сбор документов, написать заявления и т.п. Поэтому «права» потерпевшего на практике зачастую оборачиваются «обязанностями».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *